Китайский стиль в ландшафтном дизайне: принципы и особенности

Китайский стиль в ландшафтном дизайне: основные принципы организации

Китайский ландшафтный стиль — ни на что не похожее и удивительное искусство. Базовые принципы далеки от традиционного и прагматичного европейского взгляда на мир. Однако не надо считать его копией японского ландшафтного стиля. При всем их внешнем сходстве, основные принципы обустройства этих садов имеют существенные различия.

Основой китайского стиля является традиционное для Китая эзотерическое течение Фен-Шуй. Согласно его принципам о непрерывном движении энергии — ци, постоянном столкновении инь и янь, и базируется китайский стиль в ландшафтном дизайне. Его задача — гармонизировать это движение. Согласно фэн-шуй все проблемы человека (здоровье, финансы, карьера) возникают именно из-за разбалансированности этих потоков, нарушения их гармонии.

Основные принципы китайского ландшафтного стиля

Любой предмет, созданный человеком, всегда искажает гармоничное течение ци. Согласно Фэн-Шуй это касается вещей, имеющих геометрически четкие формы, острые или прямые углы. Поэтому, сад должен в полной мере компенсировать возникшую дисгармонию и уравновешивать ущерб, причиненный людям, нарушением гармоничного течения ци. В китайском ландшафтном стиле существуют только плавные линии и даже некоторая хаотичность расположения отдельных элементов.

Все элементы ландшафта обязаны быть подчинены одной цели — направлению потоков энергии в нужную сторону. Чаще всего точкой сбора «хорошей» энергии является входная зона в дом, а он сам — центральной точкой ландшафтной композиции.

Китайский сад создается как для решения эстетических задач, так и с целью оздоровления своего владельца. Следовательно при его создании необходимо добиться гармоничного течения ци на всем пространстве.

Ключевые особенности

    1. Внешняя естественность ландшафта. Роль человека при создании должна быть как можно менее заметна.
    2. Обилие визуализированных образов, несущих смысловую нагрузку.
    3. Вид, который открывается перед глазами человека, гуляющего по территории, должен непрерывно меняться и быть разным в каждой новой точке.
    4. Отсутствие пустых мест в саду.
    5. Привлечение внимания людей к отдельным элементам, путем их выделения.
    6. Наличие воды в обеих своих ипостасях — в покое и в движении. Китайский сад обычно имеет как пруд со спокойной стоячей водой, так и живую», движущуюся воду — ручей, каскад или водопад. Берега водоемов не имеют видимой облицовки. По фэн-шуй вода никогда не должна течь вверх, поэтому здесь не должно быть фонтанов.
    7. Присутствие каменистых участков, больших камней необычной формы или цвета в ключевых точках сада.

  1. Наличие рукотворных сооружений, свидетельствующих о присутствии человека — беседок или мостиков.
  2. Наличие ограды, делающей образ сада, как миниатюрной копии мира завершенным. Ограда должна следовать всем изгибам рельефа и быть единым целым с композицией самого участка.
  3. Растения в саду должны отвечать его основной символической задаче.

Естественно, строго следовать китайским философским канонам вовсе не обязательно. Ведь стилизованный под такой стиль сад, способен подарить своему владельцу гармонию и покой, внести в его жизнь умиротворение, которых так не хватает сегодня вечно спешащим людям.

Решив оформить участок в китайском ландшафтном стиле следует помнить, что такой сад требует простора, и разместить его на маленьком кусочке территории не получится. Если японский можно устроить и на одном квадратном метре земли, то для устройства китайского может потребоваться вся или большая часть придомовой территории. Зачастую устройство такого сада требует серьезных преобразований рельефа участка и радикальных изменений существующих насаждений.

Китайский сад

Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.

Особенности сада в китайском стиле

Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:

  • большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
  • использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
  • невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
  • необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
  • плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.

Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.

История появления

Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.

Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.

Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину — китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.

Планировка китайского сада

Основа направления — создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.

Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя ландшафтный дизайн привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.

Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы — кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат — великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.

Водоем

Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.

Сама водная гладь — это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, — вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.

Озеленение и растения

Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.

Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.

Фавориты среди цветов — пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса — символ чистоты.

Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, — постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето — буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень — желто-багряными кронами ив и кленов, зима — темными тонами хвойных.

Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая — «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.

Мощение и дорожки

Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.

Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.

Газон

Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.

Оформление сада

В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.

Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.

Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.

В китайском ландшафте камень приобретает особый характер, в нем заключена философия, эстетика и поэзия. Для оформления подбираются варианты с переливами, природными очертаниями и узорами. На них хочется непросто смотреть. К ним хочется прикасаться, чувствуя под пальцами рук каждый изгиб и линию.

Культурные традиции прослеживаются и в скульптурах. Каменные львы, драконы встречают владельцев дома у ворот или при входе в дом. Они призваны защищать от негативной энергии и подчеркивать атмосферность стиля.

Внутри павильонов, по краю крыши беседки размещают китайские фонарики. Под их освещением приятно пить зеленый чай и размышлять о собственном месте в этом мире.

Дополнительные дизайнерские решения

Архитектура ландшафта — это и большие проемы в стенах, и «лунные ворота», и входная зона с изогнутой крышей, и оригинальные беседки. Каждая деталь привносит в дизайн что-то свое, в котором обязательно читается философский смысл поднебесной.

Китай — это страна с богатым и разнообразным рельефом, который и отражен в ландшафтном дизайне. Повторить его можно и в Москве, и Московской области. Но реализация проекта требует опыта и знаний. Не вся флора восточного государства способна прижиться в нашем климате — дизайнеры подбирают свой уникальный набор растений, который профессионально вплетают в общую картину.

Хотите проникнуться философией Китая и ощутить прилив энергии? Тогда заказывайте создание индивидуального проекта в китайском стиле.

Сад в китайском стиле: приемы создания гармонии от азиатских мастеров

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Принципы организации китайского сада

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало – энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Читайте также:  Как стянуть угол наружных стен?

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Белая стена – отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» – отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна могут служить обрамлением “картины” сада, кованые решетки украшают окна

“Лунные ворота” позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд – традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Традиционная китайская беседка – основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для изогнутых мостиков через водное препятствие.

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Из бумаги, металла или стекла – фонарики создают настроение

Мощение. Этот прием позволяет органично вписать дорожки в общий ландшафт участка. Часто галькой выкладывают узоры или размещают её волнами.

Мощение из гальки – традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Интернет-каталог Мидиз

Вы здесь

Главные черты Китайского стиля в ландшафтном дизайне. Растения и цветы для китайского садика. китайский стиль

Создание китайского сада – это удивительное, ни на что не похожее искусство. Оно базируется на принципах, довольно далеких от традиционного и в значительной степени прагматичного европейского мировоззрения. И хотя китайский стиль ландшафта довольно часто сравнивают с японским, к которому он гораздо ближе, чем к европейскому, принципы его построения довольно сильно отличаются даже от японского сада.

Китайский стиль ландшафтного дизайна имеет три очень важных правила.

Первое говорит о том, что любой предмет, изготовленный своими руками, включая дом, искажает гармоничное течение энергии. В природе вряд ли удастся найти предметы, имеющие строгую геометрическую симметрию. Поэтому китайский сад, имеющий плавные линии и хаотичность элементов, компенсирует нарушение энергетики.

Вторым важным моментом является создание законченной композиции, где каждый элемент сада подчинен одной единственной цели – использованию потоков энергии в правильном направлении. Жилище – это центр композиции и потоки энергии обязательно должны направляться к его входу.И третий момент. Сад в китайском стиле призван оказывать благоприятное воздействие на здоровье человека. В таком месте человек ощутит прилив сил и душевный комфорт, а также зарядится положительной энергией.

В традиционном китайском искусстве большая роль отводится визуальным образам, несущим в себе определенный смысл. Каждый сад олицетворяет как будто целый мир в миниатюре, элементы которого содержат некий философский смысл. Важной чертой китайского сада является естественность и минимум человеческого вмешательства.

Основная идея дизайна заключается в создании такого участка, в котором с любой точки сада будет открываться совершенно новый вид, что дает ощущение безграничности. Вода – наиважнейший элемент сада. Поэтому в нем обязательно должны присутствовать водопад и ручей, олицетворяющие «живую» воду, и водоемы с тихой поверхностью воды и цветущими растениями.

Создание китайского сада – это удивительное, ни на что не похожее искусство. Оно базируется на принципах, довольно далеких от традиционного и в значительной степени прагматичного европейского мировоззрения. И хотя китайский стиль ландшафта довольно часто сравнивают с японским, к которому он гораздо ближе, чем к европейскому, принципы его построения довольно сильно отличаются даже от японского сада.

Ключевыми моментами при создании китайского сада являются положения Фен-шуй, эзотерического учения, которое некоторые причисляют к искусству, а некоторые считают наукой. Слово это в китайском написании состоит из двух иероглифов, один из которых обозначает воду, а другой – ветер. Эти две стихии, находящиеся в непрерывном движении, по мнению китайцев, символизируют движение ци – энергии, пронизывающей все окружающее нас пространство и наполняющей жизнью не только живые существа, но и предметы неживой природы, а также предметы, созданные руками человека. Все проблемы в жизни человека, связанные с его здоровьем, карьерой, финансовым состоянием, связаны с нарушением гармоничного течения энергии ци. Созданный на основе Фен-шуй сад сможет нормализовать ее потоки и принести в жизнь человека покой и умиротворение.

Китайский стиль ландшафта создается при обязательном соблюдении трех основных правил. Согласно первому из них, любые предметы, созданные руками человека, в том числе и его жилище, как правило, искажают нормальное течение ци. Особенно это касается предметов, для которых характерны четкие геометрические формы и прямые углы, которых практически не встречается в природе. И сад призван компенсировать возникающие нарушения энергетических потоков. Этому способствуют плавные линии, характерные для китайского сада, а также некоторая хаотичность его элементов. С помощью сада ущерб, нанесенный течению ци, можно полностью уравновесить.

Второй момент, обязательно учитываемый при создании китайского стиля ландшафта – создание законченной композиции, в которой каждый элемент был бы подчинен единой цели – направлению потоков ци в нужную сторону. При этом дом является органичной частью сада, так как потоки ци должны направляться к его входу. Именно поэтому чаще всего дом является той центральной точкой всей композиции, откуда открывается вид на все ее составные части.

И еще один важный момент – китайский стиль ландшафта создается не только для выполнения эстетических задач, он призван решать и вполне конкретные вопросы оздоровления своего хозяина. Прогуливаясь по саду, в котором нужным образом циркулирует энергия ци, человек не только ощущает душевный комфорт и прилив сил, но и получает положительный заряд энергии, который поможет ему справиться с встающими перед ним проблемами. Мастера Фэн-шуй считают, что идеи, которые приходят в голову во время такой прогулки, всегда являются самыми верными и плодотворными для жизни человека. Нужно только уметь к себе прислушаться и довериться своей интуиции.

Для традиционного китайского искусства характерна высокая роль его изобразительной составляющей, и специально созданные визуальные образы, несущие определенную смысловую нагрузку – это характерная черта китайского сада. При этом каждый сад символизирует как бы целый мир в миниатюре, и, как и мир, он является совокупностью элементов, каждый из которых несет определенный философский смысл. Отличительная черта китайского сада – он должен создавать впечатление естественности и минимального вмешательства человека. Именно эта естественность вызывает покой в душе.

Основная идея дизайна китайского сада – из каждой его точки должен открываться новый вид. Сад, таким образом, создает ощущение безграничности. При этом ни один участок его не остается пустым, а некоторые места привлекают к себе особое внимание.

Создание модели мира, которой является китайский сад, невозможно без камней, которые символизируют незыблемость и основательность, представляя собой совокупность энергии неба и земли. Камни должны быть тщательно подобраны и расположены в строго определенном месте сада. Камни могут быть самыми разнообразными, особенно ценятся камни необычной формы и цвета. На участке может быть один живописный камень, большую выразительность ландшафту придаст горка камней, как правило, без растений, тщательно и со вкусом сложенная.

Чтобы подчеркнуть законченность сада как «мира в миниатюре», его обязательно огораживают. Однако ограда должна четко следовать изгибам рельефа и составлять единое целое с композицией участка. В китайском саду обязательны ворота, отделке которых придается большое значение, часто ворота украшаются надписью.

В китайском саду обязательно должны быть рукотворные сооружения, сообщающие о присутствии человека. Это может быть небольшая Беседка с барбекю” >беседка или терраса, чайный домик, выполненные в традиционном китайском стиле, для которого характерно присутствие округлых линий. Эти сооружения создаются с таким расчетом, чтобы из любой их точки обязательно был виден сам сад, предоставляя возможность для спокойного созерцания.

В китайском саду, как правило, не устраивают значительных по площади газонов, соблюдая принцип отсутствия в саду пустых пространств.

Конечно, вовсе не обязательно строго следовать всем канонам китайской философии. Однако даже стилизованный китайский сад способен принести в вашу жизнь покой и гармонию, которых, зачастую, так не хватает вечно спешащему горожанину.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Настоящий китайский сад невозможно создать, если попробовать всего лишь слепо следовать внешним принципам садово-парковой культуры, даже великолепно их зная. Как любой другой вид искусства Китая, ландшафтный дизайн можно по-настоящему постичь, лишь одновременно воспринимая традиционную восточную философию.

Эта философия, в частности, популярный в Китае даосизм – побуждает человека стремиться к гармонии с природой. Но обычное подражание «а ля натюрель» было бы слишком просто. Нет, создать такой сад, в котором человек способен ощутить именно глубокое единение с деревьями, водой, небом – это высокое искусство. Чтобы понять, что такое природа для жителя Востока, можно вспомнить о средневековых домах Японии, вообще не имевших стен – только крыша и столбы-опоры. А пейзаж становился подлинным продолжением дома.

Идеальный китайский сад – словно бы маленькая «модель Вселенной», и строится он по ее «законам» – бесконечности и гармонии. Соответственно, все элементы сада символизируют какие-либо составляющие мира, его женское и мужское начало – восточные «инь» и «ян». Весь китайский сад – череда образов, которые можно прочесть.

Когда мы говорим «сад – модель Вселенной», это не имеет отношения его к размеру. Садик может быть и крохотным, но все-таки должен оставаться целым миром. Поэтому активно применяются различные способы, зрительно увеличивающие пространство. Например, гуляющий по саду человек должен постоянно встречать на пути новые, разнообразные, детали. Тропинки могут быть нарочито извилистыми, чтобы «удлинять» путь.Как и мир, китайский сад неоднороден. С помощью специальных элементов (стен, архитектурных элементов и т.д.) он разделен на множество разных «садов». Путешествие из одного в другой – это цепочка открытий для изумленного путника, глазам которого постоянно открываются картины, каких он вовсе не ожидал увидеть. Шаг – и поднимается занавес, еще несколько шагов – и путешественник уже в другой «стране».

Оформление участка в Китайском стиле отличается от европейских и своим наполнением. Главную роль здесь играют камни и водоемы, а растительность – особенно цветы – уже как бы вторичный элемент. Всемирно известны китайские, японские «сады камней». В ландшафтном дизайне традиционно применяется озерный известняк. Это камень с подчеркнутой историей, которую можно прочитать по следам, оставленным на его поверхности водой. Как строительный материал используется также гранит – для мощения дорожек, возведения мостов и т.д.

Китайский сад – это «горы и вода», а потому из растительного мира здесь все же приветствуются деревья: сосна, бамбук и абрикос. Цветы вовсе не находятся «под запретом», но они – лишь дополнение. Как и все другие элементы, каждый цветок имеет свое значение, скрытый смысл. Традиционны для китайского сада магнолии, хризантемы, пионы, рододендроны, горечавка и примула.

Китайский стиль – Китайский сад

В отличие от Японии – сравнительно небольшого, но густонаселенного островного государства с единой культурой, парадоксальным образом сочетающей изысканность и аскетизм, Китай – страна огромная. Ее жители из разных концов страны даже не понимают устную речь друг друга, хотя могут общаться письменно с помощью иероглифов.

Вследствие этого культура Китая весьма сложна и многообразна. Причем разнообразие ее проявляется как «вширь» – от провинции к провинции, от города к городу и даже от деревни к деревне, так и «вглубь» – в виде напластования религиозных, культурных и художественных традиций разного времени, разных социальных слоев и этнических групп, разных школ и духовных течений.

Все это не могло не сказаться на особенностях традиционного китайского стиля в ландшафтном дизайне.

Среди важнейших первооснов китайской культуры доминирующую роль играет идея всеобщей гармонии вселенских законов, которая находит свое практическое воплощение в фэн-шуй.

Но фэн-шуй – это прежде всего система принципов и правил, которые управляют взаимодействием человека и природы. А в рамках этих правил самовыражение человека практически не ограничено.Поэтому традиционный китайский сад называют отражением души его хозяина. Как неповторима душа человека, так неповторим и облик сада. В нем могут воплотиться элементы местной традиции, философские и религиозные воззрения хозяина или создателя сада, особенности его личного характера.

В саду китайского стиля очень непросто определить грань между искусственным и естественным, между творением человеческих рук и природой. Китайский сад – это всегда стремление к совершенству, к идеалу в соотношении между землей и водой, возвышениями и равниной, растениями и открытым пространством.

Читайте также:  Клапан для водонагревателя: какой нужен и зачем

Цветущие деревья в ландшафтном дизайне

Главные принципы устройства китайского сада – это иерархия и гармония. Поэтому в ландшафте китайского сада обязательно есть определенный центр, ключевая композиция, для которой остальные элементы являются подчиненными.

Композиции, состоящие из полностью равноправных и равноценных элементов, столь обычные в японском стиле ландшафтного дизайна, для китайского сада нетипичны.

Впрочем, говорить о какой-то единой стилистике китайских садов нельзя. Как многообразна китайская культура, так разнообразны и сады. Большой китайский стиль в ландшафтном дизайне распадается на целый ряд меньших стилей. И яркие, разноцветные и радостные «смеющиеся сады» совсем не похожи на сады «угрожающего стиля» с их мрачными красками, причудливыми деревьями, страшными скульптурами, пугающими обрывами и выступами скал.

Наиболее близки к японским, китайские сады «идиллического стиля» и весьма вероятно, что именно от них японские сады и произошли (ибо китайская культура оказала в свое время большое влияние на японскую, но не наоборот). Однако даже эти близкие по происхождению сады легко отличить друг от друга, т.к. китайские принципы ландшафтного дизайна во всех проявлениях отличаются от японских.

Одно из немаловажных отличий – это размеры садов. Если для японского сада можно отвести маленький уголок возле дома, то под китайский скорее всего придется отдать весь участок или значительную его часть. И весьма вероятно, что этот участок потребует радикальных преобразований как в плане рельефа, так и в плане озеленения. Но если вы обратитесь к профессионалам нашей компании, то результат превысит все ваши ожидания, и видя в просвете деревьев дымку над ближайшей рекой, вы сможете поверить, что это – настоящий туман над Янцзы.

Садово-парковое искусство Китая

Китай является самой древней цивилизацией в мире, с культурным и историческим наследием, уходящим вглубь веков на пять тысяч лет. Китайские сады и парки впечатляют своей долгой историей и архитектурными стилями. Китай — большая страна. Настолько большая, что на ее территории можно встретить практически все разновидности природных ландшафтов. Здесь находятся одни из самых высоких гор в мире, длинные реки и жаркие пустыни, множество пастбищ, небольшие участки горно-тундровых лесов и оазисы тропических лесов. Большинство людей, тем не менее, живут в низинных районах юго-востока Китая в пригодных для сельского хозяйства местах.

Китайцы считают сады и парки одним из направлений искусства. Планируя ландшафтные работы, они желают достичь абсолютной гармонии, классических пропорций и баланса. Искусство китайского сада тесно связано с пейзажной живописью, которая является не буквальной имитацией природного ландшафта, а квинтэссенцией сути и духа. Это своего рода пейзаж, написанный в трех измерениях и созданный человеческой рукой как подражание божественному творению.

Только после понимания исторического процесса социального развития Китая и культуры страны в целом можно сформулировать художественные идеи и концепцию дизайна сада или парка в особенном национальном стиле.

Классические китайские сады и парки

Классические китайские сады и парки сочетают национальную архитектуру с живописью, каллиграфией, поэзией, резьбой, архитектурой, разнообразной флорой и элементами неживой природы, представленной живописными ландшафтами и практичными функциональными постройками. Они предполагают наличие естественного ландшафта, чтобы посетитель смог в полной мере ощутить единение и гармонию с природой.

Китайские сады обычно состоят из пагод, павильонов, террас, беседок, разнообразного рельефа с непременным наличием пруда или озера, дополненного мостами. Многообразие приемов ландшафтного дизайна, накопленных с древних времён, делают обстановку уникальной и неповторимой, в зависимости от ракурса, с которого человек знакомится с предложенным ландшафтным решением. В этом заключается невероятная художественная привлекательность китайских садов.

Классические китайские сады и парки подразделяются на две группы: императорские и частные. Императорские парки построены с размахом, занимают большую территорию. К наиболее известным стоит отнести: парк Летнего дворца, который находится в 15 километрах к северо-западу от Пекина; парк Чэнду в провинции Хэбэй, занимающий площадь 564 гектара, что в два раза больше площади Летнего дворца; парк Бэйхай; парк Чжуннаньхай к западу от Запретного города.

Чэнду в провинции Хэбэй состоит из двух частей: дворцовой площади и живописного парка, в котором располагаются озеро, равнины и холмистые местности. Площадь озера занимает 58 гектаров. Островки, мосты и запруды делят водоем на несколько частей различных форм и размеров. В парке есть и горячие источники, и каскады водопадов, и ручьи. Недаром этот парк был излюбленным местом отдыха императоров династии Цин и их семей. Парк был разбит по образцу южных садов и построен по приказу императора Цянь-луна, который правил с 1737 по 1795 год.

Легенды божественных садов

Китайское садово-парковое искусство имеет долгую историю. Уже в одиннадцатом веке до нашей эры во времена династии Западная Чжоу были места, в которых императоры и благородные люди могли охотиться и отдыхать. Согласно легенде, дошедшей до наших времен, великий император, основатель династии Цинь Ши Хуанди был одержим поисками эликсира вечной жизни. Он снарядил экспедицию в Гималаи, чтобы найти горную вершину, на которой обитают мифические бессмертные. Бессмертные не были найдены, но идея создания имитации мест их обитания нашла свою реализацию в эпоху правления династии Хань. Сад для отдыха мог стоить значительных людских и материальных ресурсов. После того, как было завоевано шесть других царств, появился сад на южном берегу реки Вэй. Император Хань Уди, родившийся в 156 году до нашей эры, во время своего правления разбил около императорского дворца озерно-островной сад с тремя прудами, посреди которых возвышались рукотворные горы, воспроизводившие горы Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан, символизирующие святые горы в Восточно-Китайском море. С тех пор люди стали восхищаться осознанием рукотворности невероятных ландшафтов, а вода и камни стали лейтмотивом китайского садово-паркового ансамбля.

Зарождение традиций садово-паркового искусства

Во времена правления династии Цинь, а затем и Хань, на стыке первых тысячелетий стали появляться императорские парки и охотничьи угодья. Ландшафтные парки и сады, имитирующие живую природу, появлялись и в период Южной и Северной династий, продолжали развиваться во времена династий Тан и Сун. Эти сады достигли своего апогея и по масштабу, и по архитектурному совершенству во времена правления династий Мин и Цин. Большинство древних садов и парков, сохранившихся до нашего времени, демонстрируют неповторимые решения садово-паркового дизайна представленного периода.

Садово-парковое искусство периодов правления династий Вэй и Цзинь

В периоды династии Вэй и Цзинь, появилась острая конкуренция среди правящего класса, и царства находились в состоянии хаоса из-за общественных волнений. В то же время это был период, полный относительно свободных мыслей, мудрости и творческого духа в искусстве. Политическая нестабильность и изменчивая жизнь привели к некоему пессимизму. Тем не менее, миграция интеллигенции на юг породила массу красивейших рукотворных пейзажей. Наслаждение пейзажами и посещение самых красивых мест стали неотъемлемой частью жизни образованного сословия. Садово-парковое искусство этого периода приобрело значительное развитие. Проектирование садов стало модным явлением. Эти частные сады по своей художественной задумке не сильно уступали императорским. Одновременно с развитием буддизма появилась новая форма садово-паркового искусства, представляющая собой дорогу к храмам.

Частные сады династий Тан и Сун

После 300 лет хаоса политический режим стал значительно стабильнее в период правления Сун и Тан. Экономика выздоровела, стали развиваться города и королевские дворы. Император Вэнь династии Сун разбил сад в городе Дасин, а император Ян создал Западный сад в восточной столице Лоян. Во времена династии Тан был настоящий бум ландшафтного дизайна. Знать и чиновники могли похвастаться садами в столице, большинство из которых были сосредоточены в юго-восточном районе. В древней книге «Знаменитые сады Лояна» Ли Гэфэя было описано двадцать четыре королевских сада. После того, как династия Юань захватила Южную династию Сун, Китаем начали управлять иностранцы. Этнические и классовые противоречия становились все ожесточеннее. Экономика находилась в состоянии стагнации, стало быть, не было и значительных достижений в развитии ландшафтного дизайна.

Зрелые периоды садово-паркового ландшафта династий Мин и Цин

В течение 270 лет правления династии Мин из-за экономического подъема и развития, сады и садово-парковая архитектура получили новый толчок к развитию. Нанкин был столицей ранней династии Мин. Император Чэнцзу перенес столицу в Пекин и начал восстанавливать город. К середине периода правления династии Мин, в связи с более быстрым развитием сельского хозяйства, садоводство стало ещё популярней. В этот период, возведение садов было сосредоточено в основном в Пекине, Нанкине и Сучжоу. В Сучжоу было очень развито сельское хозяйство и ремесленное производство. Это был самый богатый в экономическом плане город. Многие чиновники построили там свои частные дома и разбили сады, среди которых и ныне существующий сад скромного чиновника, и сад уединения Лю Юань.

Маньчжурские императоры династии Цин — Канси и Цяньлун оставили не менее богатое наследие в Пекине. Было разбито более десяти императорских садов, а сады и парки династии Мин восстановлены и доработаны. Славились радующие глаз городские частные сады в Янчжоу, Сучжоу, Ханчжоу и дельте реки Чжуцзян. Согласно статистическим данным на тот период насчитывалось более ста садов различных размеров.

Четыре стихии садово-паркового искусства Китая

Китайские сады выражают космогонию, основанную на слиянии конфуцианских, даосских и буддийских постулатов. Каждая из религий, исповедуемых в Китае, предлагает свои пути для достижения духовной свободы, объединяет их общее уважительное отношение к природе. Древние китайские сады демонстрировали баланс противоположностей, встречающихся в окружающем мире, которые для даосов выражаются в таких понятиях, как «инь» и «ян». К примеру, камни символизируют мужскую силу «инь», тогда как вода — женскую «ян».

Важнейшей отличительной особенностью китайского сада является, несомненно, взаимодействие компонентов, находящихся в динамической гармонии с водой, камнем, растениями и архитектурой. Вода является кровью жизни и живым пульсом Земли. Камень олицетворяет прочность и устойчивость. Он применяется в качестве рельефных компонентов, в виде всевозможных мостов, двориков и дорожек. Каменные глыбы символизируют горы, обитель бессмертных, земную твердыню, стремящуюся к небесам. Нет ничего случайного в китайских садах, так, каждый растительный элемент полон символизма и ассоциаций. Тщательно подбираются деревья, кустарники, цветы и водоросли, чтобы отразить замысел творца. Важно всё: структура, текстура, изящество, тонкость, гармония, глубокий культурный и философский подтекст.

Свойства растений выгодно подчеркиваются благодаря взаимодействию с водой, камнем и архитектурными элементами. Многоэтажные павильоны задают перспективу, небольшая открытая веранда приглашает к размышлению, чайхана манит освежиться в её тени и призывает к неторопливой беседе. Каждый китайский сад создает атмосферу, в которой природа, искусство и люди находятся в гармонии. Сады Китая — подтверждение щедрости природы, они демонстрируют все природные богатства страны. Их пейзажи характеризуются крутыми горами, многочисленными равнинами, умиротворяющими озерами и драматическими водопадами.

Символизм растений китайского сада

Для того чтобы сообщить тему китайского сада, подбираются растения, содержащие символические атрибуты. Так, лотос, корни которого располагаются в илистых донных грунтах водоемов, и чьи цветки достигают поверхности вод, символизирует духовную свободу. Сосны, сливы и бамбук ассоциируются с долговечностью, выносливостью и устойчивостью. Орхидеи, хризантемы и цветущая слива представляют грацию, благородство и терпеливость.

Уникальность садово-паркового искусства Китая

Великий немецкий философ Гегель однажды сказал: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и всем народам». Это в полной мере можно отнести к садово-парковому искусству Китая.

Китайская нация в процессе длительного исторического развития проживала на землях, богатых ресурсами и плодородными почвами, с разнообразными ландшафтными пейзажами. Эти предпосылки постепенно сформировали социальные явления, культуру и идеологию с уникальными национальными особенностями, отразившимися и в садово-парковой культуре, принимаемой людьми во всем мире.

Выбор малярных кистей и уход за ними

  1. Особенности
  2. Виды
  3. Маховые
  4. Разновидности щетины
  5. Размеры
  6. Как выбрать?
  7. Производители
  8. Правила по уходу

Для проведения работ с использованием ЛКМ требуются малярные кисти. Это дешевые и простые в использовании инструменты, но они имеют низкую производительность, красящий слой наносится неравномерно. Чтобы выполнить качественное покрытие, потребуется набор из нескольких кистей, предназначенных для различных видов покрасочных работ, типов поверхностей и состава краски.

Особенности

Изготовление малярных кистей подчиняется ГОСТ 10597-87, согласно КОСГУ эти изделия относятся к материальным активам. В соответствии с этими техническими стандартами малярная кисточка включает несколько элементов.

Основной функциональной составляющей выступает щетина. Она фиксируется в обойме посредством клеевого состава, а уже обойма вместе с ворсом прикрепляется к рукояти. Щетина кисточки в обойме разделяется несколькими вкладышами, они формируют рабочее камерное пространство для лаков и красок.

Число вкладышей и их размер прямо зависят от габаритов инструмента и оказывают существенное влияние на общее качество покраски. К примеру, если количество вкладышей будет непропорциональным размеру самой кисти, то плотность набивки ворса будет низкой. Соответственно, нанесенное покрытие будет хуже держаться на основании, и краскообменные параметры инструмента будут существенно занижены. Вкладыши выполняют из пластика или древесины. Краски часто контактируют с водой, древесина в таких условиях деформируется, поэтому профессиональные рабочие выбирают первый тип инструментов.

Щетина, вкладыши и обойма сажаются на клеевой раствор. Ворс крепят на всю высоту вкладыша. От характеристик используемого клея прямо зависит период эксплуатации малярного инструмента: в бюджетных моделях используются дешевые клеевые растворы, в дорогостоящих – эпоксидный клей.

Если клеящих характеристик состава будет не хватать для прочного удержания в обойме, ворс начнет выпадать, и это существенно снизит качество обработки.

Выделяют много разновидностей малярных кистей. Они различаются длиной ворса, размерами основания и конструктивным устройством. Все эти различия имеют ключевое значение при выборе рабочего инструмента для того или иного типа ремонтно-отделочных работ. Поэтому очень важно уметь разбираться в особенностях кисточек и их функциональном предназначении. Это позволит правильно подобрать инструментарий в соответствии с предстоящими работами.

Кисть-ручник

Это габаритная кисть, длина рабочей части составляет 20-30 см. Ворс держится на укороченной ручке при помощи толстого металлического ободка. Подобный инструмент востребован при колеровке небольших поверхностей либо при грунтовании.

Кисти-ручники используют при работе с медленно высыхающими ЛКМ, в составе которых отсутствует едкий растворитель. Основное преимущество таких моделей – высокая стойкость к воздействию агрессивных растворов.

Щетки-торцовки

Такие щётки используются при оформлении на обработанной эмалью поверхности эффекта легкой шероховатости. Для этого покрытие наносят на подготовленную поверхность размашистыми мазками.

Чтобы добиться необходимой фактуры, такая кисть требует качественного ухода – её следует содержать в идеально чистом состоянии.

Макловица

Инструмент округлой формы, диаметр рабочей части до 17 см. Некоторые модели могут иметь прямоугольную или квадратную форму с шириной блоков до 20 см. Изделия отличаются исключительной производительностью и не нуждаются в дополнительном выравнивании затонированной поверхности после нанесения эмали.

Этот инструмент незаменим для ЛКИ на водной основе.

Маховые

Кисти этого типа подходят для колеровки, но наибольшее распространение они получили при выполнении побелки. Инструмент востребован для работы на значительных площадях. Кисти делают из природного ворса с добавлением 20-30% синтетики.

Основное достоинство такого инструмента – стойкость к воздействию воды и сохранение своих функциональных характеристик при работе с растворителями и прочими агрессивными компонентами ЛКМ.

Флейцевые

Эти кисточки нашли свое применение при выравнивании нанесенной краски. При помощи подобных изделий сглаживаются грубые дефекты.

Обычно используются в качестве самостоятельного инструмента в ситуации, когда возникает нужда в оформлении чистового глянцевого слоя.

Филеночные

Сравнительно компактные кисточки, диаметр функциональной части не более 2-х см. Используются, если нужно провести ровную тонкую линию.

Наибольшее распространение филейные модели получили при оформлении поверхности в технике омбре для оформления градиентного перехода.

Плоские

Плоские кисточки задействуют в грунтовании и стеновых малярных работах. Инструмент выпускается в большой размерной линейке, ширина варьируется от 30 до 100 см. Щетина этих изделий имеет конусную форму.

Читайте также:  Как убрать пыль после ремонта в квартире?

Разновидности щетины

Современные производители малярных кисточек для создания щетины используют самые разные типы материалов.

  • Натуральная щетина. Быстро впитывает и хорошо отдает красящие составы всех видов, за исключением ЛКМ на водной основе. В большинстве случаев для изготовления применяют свиную хребтовую щетину до 7-9 см длиной. Для оценки качества такого ворса используются параметры упругости и прочности. По цвету могут быть чёрными, белыми, желтоватыми и светло-серыми. Самой качественной и прочной считается белая, её получают методом отбеливания.
  • Натуральный волос. Эта щетина характеризуется слабой упругостью, поэтому в чистом виде для покрасочных работ её применяют редко. Имеет чешуеобразный слой, за счет чего она отлично впитывает и отдает красящий состав. Бывает жестким и тонким. Жёсткий волос делают из жесткого конского ворса, мягкий – из волосков пушных зверей. В малярной сфере используется только первый вариант.
  • Синтетическая щетина. Производится из тонких волокон нейлона, чуть реже – из полиэфира и полиэстера. Характеризуется повышенной устойчивостью к истиранию, упругостью и мягкостью, но демонстрирует слабый забор ЛКИ. Такую проблему устраняют путем искусственного расщепления кончиков щетинок и формирования в полости дополнительных каналов. Может применяться для ЛКМ всех типов, включая составы на водной основе. Благодаря развитию технологий качество синтетических нитей растет с каждым годом, поэтому кисти с синтетической щетиной получают все большее распространение.
  • Смешанный. Двухкомпонентный ворс включает и натуральные, и полимерные волокна. Благодаря такому составу достигается сочетание самых лучших эксплуатационных типов ворса: стойкость к износу и удерживающая способность.

При помощи синтетических волокон различных типов можно регулировать параметры мягкости, упругости и другие характеристики покраски.

Размеры

Отдельно следует остановиться на размерах малярных кисточек. Инструмент надо выбирать не только по внешним характеристикам и типу щетины, но и по габаритам функциональной части. От корректности подбора по этому критерию прямо зависит общее качество финишных работ.

  • Инструмент диаметром до 25 мм используется при нанесении ЛКИ на узкие поверхности (прутья, штапики, элементы малых габаритов).
  • 38 мм — подходят для покрытия краской поверхностей круглой формы, узких плинтусов, кромках оконных блоков и потолочных карнизов.
  • 50 мм — нашли свое применение при тонировании лестничных перил, оконных рам и плинтусов стандартных размеров.
  • 63-75 мм — универсальные модели, востребованы при окрашивании стеновых поверхностей и широких блоков конструкции.

Как выбрать?

Для осуществления малярных работ обычно требуются изделия нескольких типов. К примеру, для чистового покрытия нужна флейцевая модель, для предварительной калибровки подойдёт ручная, а для обработки углов необходимо воспользоваться филенчатым инструментом.

Помимо качества и щетины, следует оценить материал рукоятки. Самый бюджетный вариант – деревянная рукоять. А вот от изделий, покрытых лаком, лучше отказаться – они не дадут прочного захвата. Такие инструменты в ходе работы будут постоянно высказывать из ладоней. Самым дорогим вариантом является пластик, кисти с такими ручками стоят дорого, но пластмасса не размокает, не рассыхается, быстро очищается от грязи и лакокрасочных изделий, а служит не один год. В зависимости от высоты окрашиваемой поверхности рукоятка бывает короткой, длинной или имеет специальный удлинитель.

Параметрами качества считаются и другие факторы.

  • Оправа. Наибольшее распространение получил бандаж из стали – он прочен и отличается стойкостью к любым органическим растворителям. Однако более надежными являются пояски из латуни, они в меньшей степени подвержены коррозии и деформации. Обойма из пластика не ржавеет, хотя при контакте с некоторыми растворителями утрачивает свою форму.
  • Плотность пучка, так называемое число «топс». Этот показатель должен быть высоким – такие кисточки стоят недешево, но при этом они качественно удерживают лаки и краски. Краскообменные характеристики инструмента на высоком уровне.
  • Клеящий состав. У надёжных, практичных и долговечных кистей щетина крепится на эпоксидный клей. Он удерживает все ворсинки на месте, таким образом обеспечивает высокое качество обработки поверхности.

Проведите небольшой тест в магазине — подергайте ворс. Если щетинки выпадают, то от такой покупки следует сразу отказаться.

Производители

Чаще всего в магазинах продаются кисти нескольких изготовителей.

  • «АКОР» – самый крупный в России производитель отделочных инструментов, ассортиментный перечень включает малярные кисточки всех типов.
  • «Мастер» – предприятие специализируется на изготовлении ручного малярного инструмента (кисточек и валиков широкого перечня, предназначенных как для однократного использование, так и для профессиональной эксплуатации).
  • «БрашТех» – выпускает малярные кисти для всех типов покрасочных работ.
  • «Лазурный Берег» – занимается выпуском малярных кистей, технических щеток и шпателей. Все изделия выпускаются на самом современном оборудовании с применением передовых технологий.

В перечень отечественных компаний, занимающихся производством малярных кистей, также входят:

  • «Комфорт»;
  • «Инмаксо-Лакра»;
  • «РаДелив»;
  • Кисте-щеточная фабрика;
  • «Вема»;
  • «Ярвил»;
  • «Зубр ОВК» и другие.

Правила по уходу

Для того чтобы продлить срок эксплуатации кисти, следует придерживаться нескольких правил ухода за ней.

Для нового инструмента

Новый или неиспользуемый инструмент перед применением надо промыть мыльным раствором. Это позволит снять все напыление и убрать поломанные щетинки. После прочистки изделие нужно отжать и просушить пучок.

Перед покраской

  • Замочите инструмент. Волокно должно впитать в себя влагу и увеличиться в объеме – только в таком случае кисточка будет наносить ЛКМ гладко и ровно.
  • Разработайте. Функциональная часть должна принять точную конусовидную форму. Для этого краской покрывают небольшой участок из бетона или кирпича.

После покраски

  • Очистите. Малярный инструмент очищается керосином, а потом мыльным раствором. Чередуйте эти типы обработки до того момента, пока вода не будет чистой и прозрачной. Снять остатки краски помогает сода – для этого испачканную кисточку погружают в содовую кашицу на 2-3 часа, затем промывают в прохладной воде.

Важно: после любого мытья необходимо подвесить и тщательно просушить инструмент. Желательно хранить кисть в специальном контейнере.

Кисточки для краски и малярных работ: их виды и размеры

Многие люди даже не подозревают, что кисти для малярных работ и кисти для ремонта просто поражают своим изобилием и функциональностью. Обычно используют только один инструмент во всех ситуациях, но правильно ли это? Итак, давайте детально разберемся, какие бывают виды кистей.

Виды кистей

  • Маховые (КМ) – это огромные пушистые кисти из натуральных волокон и с добавлением синтетики (нейлона), имеют круглую форму. Их диаметр составляет 60-65 мм, а длина волосков доходит до 180 мм. Обычно применяют для окраски больших поверхностей, промывки или для побелочных работ. Они обладают высокой устойчивостью при контакте с разными растворителями и другими агрессивными веществами, прекрасно переносят высокие перепады температур и не боятся горячей воды. При взаимодействии с рабочей поверхностью они немного сгибаются, но затем моментально выпрямляются.

  • Кисти-макловицы (КМА) – улучшенный вид кистей, которые использую для нанесения клеевой или казеиновой краски на различные поверхности. В их основе лежит натуральный конский волос (50%) и искусственные щетины (нейлон 50%), что позволяет равномерно наносить слой покрытия на определенную поверхность. Различают два вида таких кистей: круглая и прямоугольная. Их диаметр составляет 120-170 мм, а длина волосков 100 мм.

  • Кисти-ручники (КР) – это маленькие круглые кисточки, применяют для окраски деревянных окон или труб. Их диаметр составляет от 26 до 54 мм. Состоят из чистой щетины и конского волоса, имеют круглую форму. Центр этого инструмента пуст, что позволяет ему накапливать окрасочный материал. Не рекомендуется использовать с клеящими и известковыми веществами, поскольку волоски держатся на клеевой основе. Обычно этот инструмент называют просто — кисть малярная круглая.

  • Филеночные (ФКФ) – это небольшие кисточки с достаточно удобной рукоятью и грубой белой щетиной. Их задействуют на небольших поверхностях для очерчивания линий и окраски трудно досягаемых мест. Диаметр кисти составляет 6-18 мм.

  • Радиаторные – замечательное приспособление для нанесения краски на труднодоступные места: швы или изгибы. Само название говорит о том, что они идеально подходят для окрашивания батарей (радиаторов).

  • Кисть малярная флейцевая (КФ) – плоская широкая кисть от 25 до 100 мм с удобной ручкой. Она изготовлена из щетины и барсучьего волоса. Идеально подходят для устранения потеков, которые могли возникнуть от других кистей.

  • Кисть синтетика плоская(КП),или кисть плоская с искусственной щетиной — это синтетическая кисть. Она имеет особое свойство: ее волокна, в отличие от природных волокон, сохраняют в процессе использования свою первоначальную (ровную) форму. Она замечательно подходит для красок, разбавленных водой. Такой инструмент идеально удерживает состав не только на наружной части нейлоновых волокон, но и во внутренней их основе.

  • Щетка-торцовка (ЩТ) – твердая и очень жесткая кисть, которая состоит из хребетной или полухребетной щетины. Их используют для отделки свеженанесенной краски. Она очень результативно устраняет все неровности, нанесенные другими приспособлениями.

Примечание: Щетки из хребетной щетины имеют форму конуса, это позволяет им захватывать больше окрасочного вещества и равномерно наносить его на поверхность.

Разновидности щетины

Щетина из натуральных волокон идеально подходит для малярных работ, хорошо удерживает состав, нанося его равномерным слоем. На ощупь она немного шероховатая, что и позволяет ей впитывать больше краски. Именно это отличает ее от искусственных (нейлоновых) волосков.

Щетина из синтетических материалов состоит из полимеров и имеет небольшую толщину. Разные виды современных полимеров позволяют достичь желаемой жесткости. Нейлоновая полиэфирная щетина прекрасно подойдет для водоемких красок, ее волоски не поглощают окрасочный материал, нейлон отталкивает влагу и сохраняет свою первоначальную структуру. Кроме того, нейлон лучше подходит для покраски бруса, не оставляя на нем ворсинок.

Смешанной щетиной приято считать ту, которая состоит из натуральных и синтетических волокон (обычно нейлон). Таким подходом улучшается упругость и износостойкость малярной кисти.

Правильный уход за кистью: советы

Если вы заботитесь о своих инструментах и хотите, чтобы они прослужили вам как можно дольше, тогда необходимо соблюдать определенные правила их хранения и использования. Новые или давно не эксплуатируемые кисточки для краски следует промыть горячей водой с небольшим количеством мыла, это поможет очистить щетины от пыли и изломанных волокон. После этого щетину выжимают и обсушивают.

Перед непосредственным началом покрасочных работ необходимо замочить щетину, чтобы та абсорбировала в себя влагу, размякнув и увеличившись в объеме. Таким простым способом можно достичь более гладкого и равномерного нанесения краски.

Перед началом малярных работ инструмент необходимо разработать, чтобы он принял правильную форму. Для этого берут немного окрасочной смеси и саму кисть, в качестве тестовой поверхности необходимо использовать любое шероховатое покрытие (кирпич, штукатурка, бетон). Таким образом, волоски обретут правильную форму для дальнейших работ. Рабочую поверхность лучше очистить от всего лишнего.

Очень важно правильно орудовать инструментом. К примеру, круглую кисточку на рабочей поверхности нужно постепенно прокручивать в руке, чтобы ее волоски стирались равномерно. При этом не нужно сильно вдавливать ее.

Бывают случаи, когда человек просто физически не способен проработать всю поверхность. Естественно, ему нужен отдых. В это время щетку можно оставить в краске или погрузить в специальный раствор. Если используются клеевые, известковые, масляные и казеиновые растворы, тогда замачиваем инструмент в воде. При керосиновых, скипидарных или олифовых составах рекомендуют использовать особые растворители.

Очень важно: Погружать кисточку нужно не полностью, а лишь до глубины, где щетины слегка касаются дна, иначе волоски согнутся или поломаются, лучше всего подвесить их на проволоке или другом устройстве.

Как мыть кисти? Для этого берем керосин, а после используем воду с мылом. Такие несложные процедуры нужно продолжать до тех пор, пока вода перестанет окрашиваться, оставаясь чистой. На финальной стадии подвешиваем их и просушиваем. Процесс очистки завершен.

Насколько важна форма кисти?

Большинство людей привыкли экономить свои ресурсы, используя старые инструменты с незапамятных времен, но это совсем неправильно. Вы только думаете, что экономите, но это не так. Например, можно целый день красить одну поверхность маленькой кисточкой с круглой щетиной. Куда более выгодно приобрести большую плоскую кисть, которая одним движением окрасит внушительную поверхность.

Круглая маленькая кисточка больше подойдет для маленькой рабочей поверхности. Этот инструмент позволяет покрыть особые места, например, круглые трубы. Для труднодостижимых мест рекомендуют использовать так называемые угловые кисти. Важно помнить, что, прежде всего вы экономите время.

Как правильно выбрать малярный инструмент?

Перед покупкой инструмента, встает вопрос, как сделать правильный выбор? На самом деле многофункциональной просто нет, для каждой ситуации используют разные кисточки. Строители предпочитают использовать именно природные материалы, а не полимеры, но не всегда натуральные волокна лучше нейлоновых. К примеру, кисти синтетика покупаются для смесей с водяной основой, их нейлоновые волоски имеют свойство отталкивать влагу. Круглая кисточка годится для небольших участков, а плоские кисти для стен и других ровных поверхностей.

Оцените статью
Добавить комментарий