Как устранить конденсат в гараже

Конденсат в гараже: профилактика и лечение

Конденсат на днище автомобиля, пол мокрый, потолок «плачет», железные ворота покрываются каплями воды – с этими проблемами сталкивались многие владельцы гаражей. Почему образуется конденсат в гараже, к каким последствиям приводит и как его устранить? Ответим на эти вопросы.

Содержание

  • Почему конденсат в гараже появляется;
  • Что делать, если появился конденсат на потолке в гараже;
  • Как правильно сделать вентиляцию.
  • Как утеплить крышу и стены гаража.
  • Как убрать конденсат в гараже.
  • Профилактика конденсата в гараже.

Почему появляется конденсат в гараже

В холодное время года потолок (стены, ворота) гаража охлаждаются, а воздух в помещении гаража значительно теплее этих поверхностей. Когда разница температур достигает определенного предела, влага, которая содержится в воздухе, начинает конденсироваться.

Принцип образования конденсата везде одинаков – наличие поверхности с температурой ниже точки росы.

Воздух от пола гаража и автомобиля влажный и теплый, потолок холодный – значит, конденсат неизбежен.

Чтобы устранить избыточную влажность в гараже, первым нужно:

  • обустроить качественную систему вентиляции;
  • сделать правильное утепление.

Нормы воздухообмена

По СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» в теплом гараже должна быть оборудована приточно-вытяжная вентиляция, а в таком помещении должна поддерживаться температура воздуха не выше 5°С.

Вентиляция в гараже нужна, чтобы:

  • интенсивно сушить помещение;
  • разбавлять и удалять выхлопные газы;
  • просушивать автомобиль.

Зарубежные производители оборудования для вентиляции ( XPELAIR, Великобритания) считают, что в гараже должен обеспечиваться 6-10-кратный воздухообмен: на гараж объемом 60 м3 – от 360 до 600 м3/ч.

Никто в своем доме этих норм не придерживается, но вентилировать хотя бы 0,5 – 1 объема за час нужно, иначе машинка ржаветь начнет.

Как сделать систему вентиляции в гараже своими руками

В обычном гараже достаточно естественной вентиляции, эту примитивную схему и выбирает большинство автомобилистов – это труба с выходом в самом высоком месте крыши с одной стороны и приточное отверстие у земли гаража с другой стороны (на уровне 30-50 см от пола).

«Приток» обычно делают со стороны ворот, а «вытяжку» – в противоположной стороне гаража.

Вот так выглядит схема вентиляции гаража без подвала.

Приточное отверстие располагается у пола гаража на высоте минимум 100 мм. Вытяжное: отверстие находится у потолка (на 100 мм ниже). Выводная труба поднимается над крышей минимум на 500 мм.

Поэтому вытяжную трубу на крыше гаража стараются поднять как можно выше на 1–1,5 м.

Для обустройства вентиляции гаража с подвалом используется такая схема

Для усиления вентиляции владельцы города довольно часто делают по две вытяжных трубы и по два приточных отверстия (или щель под воротами гаража с возможностью ее закрыть).

Если естественной вентиляции недостаточно, нужно продумать установку вентиляторов.

Внутреннее утепление гаража

Вентиляция может не справиться с конденсатом – возможно, нужно будет утеплить гараж изнутри, чтобы изменить расположение точки росы. Для этого выбирают влагостойкие материалы с низкой теплопроводностью. Большинство гаражей в России утеплено пенопластом, хотя его современные аналоги пенополистирол или пеноизол толще и утепляют лучше.

Для утепления гаража не рекомендуется использовать минеральную вату и другие волокнистые материалы, которые намокают, теряют свои свойства и неизбежно приводят к локальным катаклизмам в гараже.

Утеплял потолок в гараже минватой, чего вам не посоветую. При перепаде температуры на плите перекрытия скапливался конденсат, а как только затапливали печь, все это начинало течь вниз. Минвата отсыревала, толку от нее не было.

При утеплении гаража следует помнить, что:

  • Пенопласт и его производные монтируется на обрешетку, на нее же крепятся листы финишной обшивки.
  • Нет смысла монтировать теплоизоляцию во влажном и холодном помещении, поэтому перед началом работ гараж прогревают тепловой пушкой или строительным феном.
  • Теплоизоляция не будет как следует работать без герметизации стыков между материалами. Одна из причин появления конденсата – плохая заделка швов.
  • В кирпичных гаражах и гаражах из ракушняка стены утепляют с двух сторон. В металлическом гараже наружного утепления не делают.

Сплошное перекрытие пола гаража

Еще одно важное мероприятие для устранения и профилактики конденсата в гараже – бетонирование всей поверхности земляного пола и смотровой ямы гаража, чтобы в помещение не попадала влага из почвы. Если по каким-то причинам прямо сейчас это сделать невозможно, нужно найти другой способ сплошного перекрытия грунта.

Самый бюджетный вариант постелить под гараж, на грунт рубероид, линолеум, все, что найдете из этого ряда.

Решить проблему конденсата в гараже помогает обустройство отмостки (без нее под гараж может затекать дождевая вода) и устранение возможных дефектов фундамента.

Утепление крыши гаража

Когда надоедают капли, падающие с потолка гаража при каждом включении обогревателя, автовладельцы задумываются об утеплении потолка.

Самый простой способ утеплить потолок гаража – насыпать на крышу толстый слой кирпичной крошки или керамзита. Эти материалы:

  • отлично впитывают влагу;
  • хорошо высыхают.

Обычно эти сыпучие материалы сверху закрывают рубероидом, который кладут на стяжку, или фанеру (ОСБ). Хватает такой конструкции лет на 10.

Если не портить хорошую крышу из профнастила не хочется, есть вариант приклеить изнутри на монтажную пену листы ЭПП 55мм или другого утеплителя.

Профилактика появления конденсата

Предупредить появление конденсата смогут простые правила:

  • нельзя ставить автомобиль в гараж сразу после поездки – пусть он сначала остынет;
  • если машина попала под дождь или снег, нужно сначала удалить осадки, а потом поставить ее в гараж;
  • если гараж используется время от времени, лучше избегать периодического обогрева.

Подведение итогов

Конденсат в гараже – это серьезная проблема, которая приводит кузов автомобиля к коррозии, а помещение гаража к медленному, но неуклонному разрушению. Поэтому устранять ее следует незамедлительно. Чтобы понять, как избавиться от конденсата в гараже, прежде всего нужно выяснить причину ее появления. Но, в любом случае, в гараже всегда нужна хорошая приточно-вытяжная вентиляция, а если она не сработает, нужно переходить к утеплению стен, потолка, ворот и гидроизоляции пола.

На FORUMHOUSE вы сможете подробнее узнать о том, как избавиться от конденсата на перекрытии гаража, как правильно обустроить вентиляцию в гараже, как лучше утеплить гараж. Почитайте нашу статью про внутренне обустройство гаража, посмотрите видео о том, как построить гараж-мастерскую с мансардой.

Как избавиться от конденсата в гараже на потолке

Конденсат в гараже — нередкая проблема. Частицы влаги скапливаются на потолке или на стенах. Избыточная влажность вредит металлическим деталям машины, портит элементы строения и дверные механизмы гаража. Однако вопрос решаем, хотя потрудиться в данном направлении все же придется.

Причины появления конденсата на потолке

Капает по разным причинам. Проблема поражает любые строения, независимо от отделки и времени возведения. Конденсат обнаруживается, когда температура снижается до минусовой, внешняя поверхность здания при этом охлаждается, а внутренняя хорошо прогревается.

Факторы, способствующие образованию конденсата:

  • Ненадлежащая вентиляция. Систему выхода воздуха из гаража продумывают во время проектирования. Прикрывать воздухоотводы, чтобы внутри было тепло, нельзя, — это чревато отравлением ядовитыми испарениями.
  • Отсутствие утепления на внутренних стенках. Эта мера необходима, чтобы уменьшить разницу внешней и внутренней температур.
  • Ошибки при выполнении отделки. Если не были герметизированы стыки между материалами, это вызовет повышенное накопление влаги в местах соединений.

Повышенная влажность ведет к порче деталей из металла и несет вред для людей. В условиях высокой сырости успешно размножаются грибки и бактерии, вызывающие различные заболевания.

Негативные последствия влаги на потолке:

  • Коррозионные процессы в автомобиле, что в итоге снизит срок службы транспорта.
  • Опасные выделения горюче-смазочных веществ.
  • Плесневые отложения оказывают вредное влияние не легкие человека.
  • Разрушается само строение. Металлические конструкции особенно уязвимы.
  • Ломаются внутренние устройства, обнаруживаются сложности в закрытии и открытии ворот.

Как избавиться от конденсата в гараже

Небольшое количество влажности на потолке можно не замечать. Если же ощущается спертый воздух и наблюдается испорченность металлических элементов в помещении, стоит принять меры для ликвидации сырости, чтобы устранить конденсат на потолке в гараже.

Утепление помещения

Эта мера изменит локализацию точки росы и предупредит выделение конденсата. Применяются различные способы и материалы.

Земляной пол бетонируйте, чтобы внутрь не проникали частицы воды из почвы. Используйте гидроизоляцию и раствор бетона. Главное — охватить всю площадь пола. Смотровое пространство тоже бетонируют.

Наиболее затратным считается утепляющая отделка потолка и стен. Применяют пенопласт, пеноизол или пенополистирол, а также специальную пленку — гидробарьер. Минеральная вата не годится для этой цели, она собирает влагу и становится бесполезной.

Также выполняют утепление вспененными материалами. Но тогда без специального оборудования не обойтись. Устанавливают каркас из профилей, между ними напыляют жидкий пенополиуретан.

Самым популярным материалом при утеплении считается пенопласт. Это объясняется его невысокой стоимостью. Крепление можно выполнить и самостоятельно. Есть только один недостаток — толщина материала, поэтому он не годится для небольших гаражей. Достойной заменой сможет стать пеноизол или пенополистирол.

Этапы утепления гаража:

  1. Фиксируют каркас из дерева на стены.
  2. В промежутки закладывают утеплитель (например, пенополистирол).
  3. Конструкцию накрывают фанерой или гипсокартоном, устойчивым к влаге.
  4. Все отверстия основательно герметизируют.

Советы по утеплению:

  • Перед креплением материала помещение желательно высушить и хорошенько прогреть. Используйте тепловую пушку или строительный фен.
  • Места соединения материала непременно герметизируйте, иначе эффективность утеплителя не будет высокой.
  • Кирпичные конструкции и возведения из ракушняка покрывают изнутри и снаружи.

Наружное утепление

Чтобы снизить уровень гаражной влажности, продумывают и наружное утепление. Для этой цели подойдут современные материалы для отделки. Проще всего при утеплении крыши воспользоваться керамзитом или крошкой из кирпича. Эти материалы прекрасно вбирают влагу и отлично сохнут. Важно, чтобы утепляющий лист был объемным и пористым. Это позволит эффективно сохранять тепло.

Грамотное обустройство вентиляции

Эта мера нужна не только для предотвращения появления конденсата, но и в целях безопасности. В гараже, где есть погреб, создают две системы, не соприкасающиеся друг с другом.

  • Возьмите две трубы, равные по размеру. Одна проводит воздух снаружи, а другая выводит испарения изнутри. Диаметр трубы — 12 см на 6 м 2 , если площадь больше, то и диаметр увеличивается.
  • Приточную трубу разместите на 20-25 см от пола чуть под углом.
  • Вытяжной отвод сделайте под потолком для оттока теплого воздуха. Трубу выведите на 1-1,5 метра на гаражной крыше.
  • По концам трубы разместите сетки, чтобы защитить здание от грызущих зверьков и уличной влаги.
  • Для усиления естественной вентиляции по краям труб сделайте миниатюрные вентиляторы.

Гидроизоляция потолка

Если в гараже вся влага собирается только на потолке, делают гидроизоляционный водоотвод. Под потолком натягивают пленку и устанавливают лист оцинковки или натяжной профнастил (подойдет, в том числе и профилированный). Его крепят с наклоном, так капли влаги смогут стечь. Здесь монтируют водосток, а его конец выводят наружу.

Конечно, таким образом невозможно решить проблему конденсата. Но использовать этот вариант в качестве временного вполне возможно.

Профилактика образования конденсата

Как правило, в гаражах отсутствует система обогрева и сушки воздуха. Поэтому важно учитывать некоторые рекомендации при эксплуатации помещения, чтобы убрать проблемы.

Правила для профилактики выделения конденсата:

  • Зимой не ставьте сразу же машину в гараж. Пусть она остынет, а потом уже располагайте ее в строении.
  • Освобождайте кузов от осадков, особенно если машина ставится на долгое хранение.
  • Если гараж эксплуатируется непостоянно, лучше не обогревать его от случая к случаю.
  • В некоторых случаях поможет периодическая сушка строения.

Не забываем про подвальное помещение

Гаражный подвал или погреб — это очень комфортно. В этом помещении можно хранить заготовки на зиму или использовать его для иных целей. Однако сырость нередко связана с состоянием подвального помещения.

Поэтому важно учесть некоторые нюансы при обустройстве подвала:

  • Вытяжка из погреба не должна соединяться с верхним отделением гаража.
  • Вход в подвал обязательно герметизируют. Для этой цели идеально подходит резиновый уплотнитель, который клеят по краям крышки.
  • Для гидроизоляции пола на него насыпают песок или гравий высотой 10-15 см, покрывают полиэтиленом и снова сыпят песок или гравий.
  • Покрывая стены бетоном, добавьте в смесь жидкое стекло.
  • Пол отделайте рубероидом.
  • Оборудуя подвал, помним про утеплитель и вентиляцию, иначе запасы не смогут долго храниться.
  • Нельзя хранить горюче-смазочные составы там же, где и продукты питания.

Конденсат в гараже требует срочного решения. Высокая влажность портит автомобиль и разрушает строение. Чтобы ликвидировать подобную проблему, продумайте систему вентиляции, позаботьтесь о соответствующей отделке потолка и стен. Не забудьте и про погреб. Данные в статье рекомендации помогут в решении вопроса гаражной сырости.

Как устранить конденсат в гараже

Проблема с выпадением воды в виде конденсата на холодной поверхности стальных неутепленных ворот знакома большинству начинающих автомобилистов. Зимой конденсат в гараже может превращаться в иней или даже в слой льда. В особо некомфортном положении находятся металлические гаражи и постройки, крытые профнастилом или любым другим железом.

Почему выпадает конденсат

Причин, по которым на поверхности выпадает сначала тонкая, как паутина, сетка из микрокапелек, а затем образуются целые ручьи конденсата, может быть несколько:

  • В помещении железного гаража имеется мощный источник теплого водяного пара, чаще всего это человек, запасы овощей и фруктов в подвале, или любимый автомобиль;
  • Железные стены гаража неправильно утеплены, соответственно, имеется возможность для образования переохлажденных поверхностей с высокой теплопроводностью;
  • В гараже нет эффективной вентиляции помещения.

Поэтому, прежде чем искать первопричину образования конденсата под сводом железной крыши, необходимо выявить источник водяного пара. Нормально, если источником водяного пара является человек или автомобиль, при нормальной вентиляции водяной пар от выдоха или выхлопа удалится быстрее, чем образуется пленка конденсата на холодной железной поверхности ворот или кровли. Только в очень сильные морозы водяной пар успевает прилипнуть к морозному металлу.

Другое дело, если водяные пары попадают внутрь железного гаража постоянно. Например, из подвала или смотровой ямы, через насыпной пол или из открытых емкостей с водой. Прежде чем начинать полноценную борьбу с конденсатом на железных поверхностях, необходимо избавиться от источника водяного пара.

Чтобы машина не ржавела, прежде всего, следует позаботиться о тщательной мойке кузова чистой водой и убрать из помещения гараж все перечисленные соединения.

Лучшие способы борьбы с конденсатом на стенах гаража

Проблема конденсата возникает в период с поздней осени до ранней весны, когда температура за бортом устойчиво падает ниже 7 о С. С этого момента воздух на улице становится насыщенным и влажным, поэтому не удивительно, что внутри металлического гаража появляется конденсат. Превращение водяного пара в капельки воды на стенах является достаточно сложным физическим процессом. Дело в том, что при конденсации паров в воду выделяется большое количество тепла, и после выпадения первой водяной пленки процесс начинает как бы самоостанавливаться.

Утепление железной поверхности

Наблюдательный человек легко отметит, что конденсат может выпадать только на предметах с высокой теплопроводность и теплоемкостью. На дереве или пластике конденсата практически не бывает, потому что нет условий для отведения выделяющейся теплоты.

Существует несколько способов победить конденсат на железной поверхности стен гаража с помощью утепления:

  1. На внутреннюю поверхность металла наклеивается слой пенопласта, поверх утеплителя обязательно крепится облицовка из пластика или ОСБ плиты;
  2. Слой утеплителя выкладывается на подготовленную деревянную обрешетку с воздушным зазором между железной стенкой и слоем минерального волокна.

Утепление без зазора может выполняться в двух вариантах – холодном и теплом. В первом случае воздух в помещении гаража прогревается до температуры не более 5 о С. Возможно, это не самые комфортные условия для работы в гараже, но для хранения автомобиля и выполнения мелкого ремонта этого достаточно. Благодаря утеплителю на железной поверхности стен затраты тепла на прогрев помещения даже в морозную погоду относительно невелики.

Читайте также:  Модные ковры в современном стиле

В этом случае точка росы смещается вовнутрь помещения, на поверхность пластиковой облицовки. Чтобы конденсат не скапливался на стенах, потребуется установить принудительную вентиляцию. Достаточно смонтировать один вентилятор и три короба –воздуховода, собирающих воздух вдоль стен гаража. Если в конструкции гаража нет потолочного перекрытия под двухскатной крышей, придется установить дополнительный воздуховод вдоль коньковой балки –в самом высоком месте под крышей.

От сложной принудительной вентиляции можно отказаться в пользу естественной вентиляционной системы, при условии, что помещение постоянно прогревается до температуры не менее 17 о С. В этом случае точка росы переместится на внешнюю поверхность железных стен гаража.

Если помещение гаража прогревается до температуры ниже 17 о С, то между утеплителем и железной стенкой нужен вентиляционный зазор. Чтобы обеспечить постоянный поток воздуха в зазоре, верхний край облицовки необходимо нарастить до конька крыши. В этом месте потребуется установить приемное окошко вытяжной трубы естественной вентиляции. Высота трубы должна быть не менее 1,5 м над коньком. В противном случае придется использовать электровентилятор, пока помещение и слой утеплителя не прогреются до температуры 12- 15 о С.

Избавление от конденсата с помощью вентиляции

Самым лучшим способом удалить конденсат с железных ворот или стен является использование принудительной вентиляции или обычного сквозняка. Если сравнивать затраты энергии при удалении конденсата с железной поверхности с помощью нагрева и электровентиляции, то соотношение расходов составит 4:1.

Система вентилирования позволяет намного эффективнее бороться с конденсатом, но только при двух условиях – температура воздуха в воздушном канале составит не менее 9- 10 о С тепла, а точка отбора воздушных потоков из помещения будет находиться в максимально высокой точке железного гаража.

Из сказанного следует, что внутреннюю поверхность железного гаража рекомендуется покрыть слоем полимера, например, наклеить вспененный пропилен или обработать двумя- тремя слоями эпоксидной грунтовки. Нанесение покрытия способно увеличить эффективность вентиляции практически вдвое. Кроме того, для усиления тяги в вытяжной трубе можно воспользоваться дефлекторной насадкой, или просто поднять срез трубы на максимально допустимую высоту.

В старину от сырости на стенах использовали относительно простой и надежный способ – в вытяжной трубе устанавливали горящую лучину или масляную лампу. Тепла от горящего огонька размером в пламя спички хватало для увеличения тяги в трубе почти в два раза.

Иные способы борьбы с конденсатом

Удалить конденсат с железной поверхности можно не только с помощью печки или принудительной вентиляции. В некоторых ситуациях, например, в случае когда стены и помещение необходимо высушить максимально быстро из-за замокшей проводки, используют влагопоглотительные патроны или силикагель. Негашеную известь, керосин, кислоту для подобных целей применять нельзя.

Заключение

Наилучшим способом побороть конденсат будет комплексное использование всех перечисленных методов, при условии, что источник воды и водяного пара в помещении выявлен и локализован. Количество влаги, которая выделяется при дыхании или временной работе двигателя, вполне реально удалять утеплением и вентиляцией.

Как избавиться от конденсата в гараже

Любому владельцу частного гаража хотя бы однажды приходилось сталкиваться с проблемой появления конденсата на потолке и стенах строения, что чаще всего случается в холодную погоду. Такой конденсат доставляет определенные неудобства при пользовании гаражом, а также может привести к неприятным последствиям из-за попадающей на автомобиль влаги, способствующей коррозии его кузова, поэтому вполне закономерно, что многие задумываются о том, как избавиться от конденсата в гараже.

Основной причиной этого явления является охлаждение наружных поверхностей гаража в холодную погоду, тогда как его внутренние пространства какое-то время остаются прогретыми. При определенной разнице температур на границе раздела сред (т.е. на поверхностях строения) начинает образовываться конденсат.

Варианты решения проблемы

Гараж можно утеплить

Для предупреждения появления конденсата на поверхностях гаражного строения чаще всего используются следующие приемы:

  • обустройство в гараже эффективной системы проветривания (вентиляции);
  • утепление внутренних поверхностей сооружения, которое позволяет снизить разницу температур на границе раздела холодных и прогретых воздушных масс;
  • совместное применение этих двух способов (комбинированный подход).

Каждый из данных вариантов позволяет полностью или частично снять рассматриваемую нами проблему.

Обустройство вентиляции

Естественная вентиляция

Полностью устранить конденсат или заметно уменьшить количество образующейся в гараже влаги можно за счет установки в нем эффективной системы вентиляции. Для подготовки такой системы вам потребуется две трубы большого диаметра (не менее 110 мм). Первая из этих труб монтируется на фасадной стене гаража на уровне приблизительно 30–40 см от полового настила и выполняет функцию входного канала, обеспечивающего приток свежего воздуха.

Вторая труба вентиляции, используемая в качестве естественной вытяжки, встраивается с противоположной стороны строения (в самой верхней точке его тыльной стены). Подобное расположение входного и выходного отверстий позволяет добиться необходимой тяги, обеспечивающей отток влажного воздуха из помещения. Обе эти трубы должны быть хорошо закреплены в стенах и надежно защищены от засорения (от попадания в них осадков, посторонних предметов и мусора). С этой целью отверстия каждой из труб с обеих сторон оборудуются защитными сетками или решетками.

Схема вентиляции подвала гаража

Аналогичным образом можно будет избавиться от конденсата, образующегося на потолке в погребе гаражного строения. Ну а в случае низкой тяги в системе проветривания вам придется воспользоваться вариантом принудительной вентиляции, подготовка которой потребует соответствующих расходов.

Принудительная система

Утепление

Относительно недорогим, но достаточно эффективным способом, позволяющим избежать проблем с конденсатом в гаражном строении, является его утепление. Но перед началом утеплительных работ вам следует помнить том, что при их проведении должен учитываться тип гаражного строения, которое может выполняться в виде:

  • отдельного капитального сооружения;
  • встроенного в жилое строение помещения;
  • в виде пристройки.

Помимо указанных вариантов, это может быть и временное сооружение, представляющее собой сборную конструкцию из типовых листовых заготовок или так называемый гараж-ракушка. При утеплении вашего строения должен учитываться и материал, используемый при его возведении (металлические листы, кирпич или бетонные блоки).

В зависимости от указанных выше характеристик гаражного сооружения, для изоляции его стен и потолка могут применяться самые различные виды утеплителей, включая следующие наименования:

  • минеральная вата в матах;
  • пенопластовые заготовки или пеноплекс;
  • пенополиуретановые или пенополистироловые плиты;
  • обычная засыпка из керамзита.

Минеральной ватой

Вот так утепляют металлические гаражи пенополиуретаном:

Материалы и техника утепления капитального строения

Утепление чердака

Для того чтобы изолировать железобетонное перекрытие капитального гаража (с целью защиты его потолка от конденсата), вы можете воспользоваться технологией, применяемой при утеплении частного дома. Так, при наличии в гараже чердачного помещения его утепление организуется поверху, выбранный вами материал засыпается или настилается на пол чердака. В качестве утеплителя в этом случае может использоваться любой из рассмотренных нами ранее материалов, выпускаемый в плоских матах или плитах.

Очень часто для этих целей применяется классическая засыпка из легкого керамзита, имеющего особую пористую структуру и хорошо удерживающего тепло. При его использовании необходимо побеспокоиться о том, чтобы толщина насыпаемого слоя была не менее 3-х сантиметров. Помимо этого, слой керамзита необходимо будет укрыть полиэтиленовой пленкой, защищающей утеплитель от влаги.

Утепление временных гаражных сооружений

Для утепления металлической конструкции часто используется пенопласт

Согласно статистике сетевых запросов, многие пользователи хотели бы знать о том, а что делать для борьбы с конденсатом, образующимся на поверхностях сборной гаражной конструкции, не имеющей перекрытия с чердачным помещением?

В этом случае перед утеплением металлических стен и потолка на них сначала монтируется деревянный каркас, в свободные ниши которого укладываются затем пластины минеральной ваты или пенополистирола. После укладки плит вся получившаяся конструкция зашивается сверху листами фанеры, ДСП или влагостойкого гипсокартона.

Утепленный металлический гараж

На заключительной стадии работ все имеющиеся щели заделываются с помощью герметика и шпаклевки, ну а самые крупные из них задуваются монтажной пеной.

Одним из наиболее распространенных материалов, применяемых для предупреждения образования конденсата на потолке, является обыкновенный пенопласт, который отличается целым рядом достоинств, среди которых особо выделяются следующие:

  • удобство монтажа, объясняемое легкостью материала;
  • привлекательная цена;
  • доступность;
  • эффективность защиты.

Пенопласт легко крепится на поверхности стен и потолка сборных металлических сооружений, поскольку его можно просто наклеить на них, обработав предварительно утепляемые участки специальным противогрибковым составом. Для большей надежности монтируемые заготовки дополнительно фиксируются по центру и на углах листа с помощью саморезов.

Схема утепления каркасного строения

Помимо этого, для утепления сборных конструкций может использоваться пеноплекс, представляющий собой более «продвинутую» разновидность пенопласта (он значительно легче и прочнее последнего, а также более устойчив к износу и механическим воздействиям). К тому же этот материал не требует дополнительного крепления.

Отметим, что рассмотренные выше материалы могут использоваться в постройках любого класса (в том числе и в гараже-ракушке).

Подвал

При рассмотрении проблемы избавления от конденсата следует учитывать и имеющийся в гараже подвал, конструкция которого также подвержена разрушающему воздействию влаги. Вот почему эта часть гаражного строения также нуждается в эффективной вентиляции или утеплении (в зависимости от конструкции самого гаража). Порядок организации вентиляции подвального помещения мало чем отличается от уже описанного нами ранее.

Обратите внимание! Следует надежно герметизировать ведущее в подвал входное отверстие с помощью специального резинового уплотнителя, укладываемого по всему периметру люка. Этот уплотнитель прослужит вам долгие годы, обеспечивая требуемый температурный режим в подполье вашего гаража.

Конденсат на потолке в гараже

Сырость в гараже — распространенная проблема. В основном конденсат накапливается именно на потолочном пространстве, реже — на стенах и внутренних элементах конструкции. Повышенная влажность внутри помещения чрезвычайно вредит корпусу машины и способствует быстрому разрушению строения. Как избавиться от конденсата в гараже самостоятельно, подробно описано в дальнейшей информации.

Чем вреден конденсат в гараже

Повышенная влажность всегда считалось нежелательным явлением в помещении. Это связано не только с возможным риском для металлических элементов, но и с опасностью для человека. Дело с том, что в таких условиях, особенно при повышении температуры, начинается активный процесс размножения болезнетворных бактерий и грибков. Если стены гаража постоянно подвергаются таким процессам, на них неизбежно появятся плесень и грибок, что для человека очень опасно.

Негативные последствия конденсата в гараже:

  1. Коррозия кузова автомобиля. Увеличение влажности неизбежно скажется на сроке службы вашего «железного коня».
  2. Ядовитые испарения. Сырость неблагоприятно влияет на качество воздуха в помещении, провоцируя испарения смазочных и горючих материалов.
  3. Биологическое заражение помещения. На стенах, потоке и полу можно заметить пятна плесени и грибка, которые очень трудно вывести. Негативное влияние на легочную систему человека от них трудно переоценить.
  4. Разрушения строения. Повышенная влажность приводит также к постепенному разрушению помещения. Особенно вредно это для металлического гаража, но и бетонные стены и потолок также подвержены таким процессам.
  5. Конденсат на воротах гаража приводит к поломке механизма. Как следствие, трудно или невозможно открыть/закрыть ворота.

Подытожив, можно утверждать твердо: конденсат на потолке и стенах гаража необычайно вреден, поэтому с таким явлением нужно и можно справиться. Чтобы правильно решить такую проблему, необходимо разобраться в первую очередь с причинами возникновения конденсата на потолке гаража.

Основные факторы возникновения конденсата

Причин появления конденсата в гараже может быть несколько. Причем эта проблема может возникнуть в строениях из любого строительного материала, построенных в разное время года и использованием различных технологий. Конденсат появляется при минусовых температурах за счет охлаждения наружной поверхности строения. Внутренняя часть гаража остается прогретой, поэтому на разделительном стыке появляются капли влаги. Этой разделительной чертой обычно является потолок и стены, поэтому именно на таких поверхностях появляется конденсат.

Почему в гараже повышается уровень влажности:

  1. Недостаточная вентиляция помещения. Продуманная система отвода воздуха из гаража необходима еще на этапе строительства. Усовершенствовать или сделать ее впоследствии также не так уж и сложно. Многие автовладельцы закрывают воздухоотводы для достаточного нагрева внутри помещения, но этого делать нельзя нив коем случае. Недостаточная циркуляция воздуха может даже привести к отравлению вредными веществами.
  2. Не выполнено утепление внутренних поверхностей помещения. Это необходимая мера для снижения разницы между температурой внутри и снаружи. Причем речь идет не о мостиках холода, а другом понятии — точка росы.
  3. Отделочные работы выполнены неправильно. Стыки между материалами обязательно необходимо герметизировать. Если этого не сделать, можно ожидать, что именно в этих местах будет максимальное скопление влаги.

Незначительное количество влаги на потолке и стенах можно не принимать во внимание, так как полностью устранить такие явления невозможно. Тревожным сигналом может служить застоявшийся воздух в помещении, а также порча металлических изделий внутри помещения. Хорошо организованная вентиляция также является требованием безопасности, ведь в гараже находятся вредные для человека соединения, которые могут привести к отравлению или даже удушью.

Обустройство вентиляции

Это необходимое мероприятие, даже если повышенная влажность не так уж сильно и беспокоит. Связано это, прежде всего, с правилами безопасности, ведь в гараже храниться много опасных для человека веществ. Если гараж снабжен погребом, необходимо продумать две независимые друг от друга системы, сообщений воздуха между ними быть не должно.

Как сделать систему вентиляции своими руками:

  • Понадобится две трубы одинакового диаметра. Одна служит для подачи воздуха извне, вторая — выводит испарения из помещения.
  • Расположение приточной трубы должно быть примерно 20 – 25 см от пола. Для улучшения тяги она идет немного под углом.
  • Вытяжной отвод необходимо делать прямо под потоком, ведь теплый воздух будет скапливаться именно там. Для усиления сообщений воздуха необходимо вывести конец трубы на высоту примерно 1 – 1,5 метра над крышей гаража.
  • На наружные концы труб вентиляции обязательно продумайте сетку для защиты от грызунов и попадания внутрь осадков.
  • Если естественной вентиляции недостаточно, чтобы организовать нормальный воздухообмен, на концах вытяжной и приточной трубы необходимо установить небольшие вентиляторы. Это значительно усилит тягу и способствует поступлению воздуха в любое время года.
  • Комбинированная система вентиляции предусматривает использование обоих вариантов, но лучше также сделать и специальные заглушки на концах труб, чтобы исключить чрезмерное промерзание помещения при отрицательных температурах.

Правильно организованная вентиляция не позволит скапливаться влаге на стенах и потолке. Если в вашем гараже уже есть воздуховоды, необходимо регулярно проверять их состояние. Возможно, необходимо вывести еще дополнительные трубы, или увеличить диаметр существующих. Не стоит забывать и о решетке на выходе, чтобы внутрь не попадал мусор, осадки или нежелательные «гости». На верхнем конце вытяжной трубы надо установить защиту от дождя и снега, иначе эффективность проветривания будет весьма сомнительная.

Утепление внутренней части гаража

Если вентиляция не справилась с проблемой конденсата в гараже, необходимо продумать возможность утепления. Это изменит расположение точки росы и позволит эффективней использовать помещение. Здесь возможны различные варианты, в зависимости от использованных в строительстве гаража материалов.

Необходимые материалы и технология утепления:

  1. Земляной пол гаража необходимо забетонировать, чтобы исключить попадание влаги из почвы. Для этого используется стандартная схема, гидроизоляционный материала и бетонный раствор. Сделать это достаточно просто своими руками, необходимо только следить, чтобы была охвачена вся поверхность пола. Если смотровая яма также не была забетонирована, пришло время выполнить и эти работы.
  2. Дефекты фундамента и сырой бетонный пол в гараже можно устранить дополнительной гидроизоляцией. Для этого используется битумная мастика, которой покрывают всю поверхность пола. Смесь необходимо немного разогреть перед нанесением, но есть также и холодные виды мастик. Покрытие наносится в два слоя в соответствии с инструкцией производителя.
  3. Утепление потолка и стен гаража требует куда больших затрат, но это самый действенный способ. Для этого используются любые подходящие материалы: пенопласт, пенополистирол или пеноизол. Волокнистые материалы, например, минеральную вату, лучше не использовать, ведь она способна накапливать влагу, теряя при этом свои свойства. Для улучшения качества утеплителей желательно также использовать и пленку – гидробарьер.
  4. Утепление вспененными материалами. Это способ отличается эффективностью, но возможен только при наличии необходимого оборудования. На подготовительном этапе устанавливаются каркасные профили, между которыми напыляется материал. Слой изоляции достаточно небольшой, поэтому пространство не будет уменьшаться. При этом срок службы такого утепления весьма высок.
Читайте также:  Какой кирпич лучше для забора — разбираемся вместе

Наиболее популярным и недорогим считается утепление при помощи пенопласта. Это легкий и доступный материала, который просто крепить, даже выполняя работы самостоятельно. Недостаток — толщина пенопласта, поэтому в небольших помещениях лучше использовать современные аналоги этого материала — пенополистирол или пеноизол. Последний вариант еще легче устанавливать, ведь можно просто наклеить его на поверхность. Можно дополнительно зашить листы утеплителя влагостойким гипсокартоном или листами ДСП — это обеспечит максимально возможную защиту.

Полезные рекомендации по утеплению гаража

Выполняя работы по утеплению гаража, необходимо также придерживаться основных правил, которые дадут максимальный результат. Это данные получены в результате личного опыта многих автовладельцев, которые столкнулись с такой же проблемой. Особенно важно обеспечить утепление, если прежде проблем с повышенной влажностью не наблюдалось.

Важные нюансы выполнения утепления:

  • Перед установкой утеплителя желательно осушить и прогреть помещение, чтобы исключить затекания влаги под теплоизоляционный слой. Для этого используется тепловая пушка или строительный фен.
  • Обязательная герметизация стыков используемого утеплителя. Без этого эффективность мероприятия будет невысокой. Кстати, появление конденсата при уже выполненном утеплении может свидетельствовать о недостаточной заделке швов в строительных материалах.
  • Если гараж — капитальное сооружение с чердачным помещением, можно выполнить утепление именно там. Для этого используется любые подходящие материалы, причем подойдут и стекловолокнистые маты и минеральная вата.
  • Кирпичные стены необходимо утеплять с двух сторон. Это же правило распространяется и на строения из ракушняка.
  • Для рулонных теплоизолирующих материалов необязательно сооружать деревянный или металлический каркас. Использование листов пенопласта или пенополистирола желательно совмещать с дополнительным выполнением обрешетки, к которой и будет крепиться конструкция и листы финишной обшивки.

Качественное утепление гаражного помещения поможет также избавиться и от других проблем. В первую очередь это способствует лучшему хранению автомобили и инструментов, а также предупредит преждевременный износ сооружения. Если помещение сообщается с жилым зданием, утепление поможет избежать проблем с обогревом жилых помещений. Отдельно стоящее сооружение утеплить необходимо не только внутри, но и снаружи. Если речь идет о металлическом гараже – ракушке, наружное утепление не используется.

Другие способы устранения конденсата

Вышеописанные способы универсальны и весьма эффективны, но иногда этих мероприятий оказывается недостаточно. Если в гараже есть хорошая вентиляции, пол забетонирован с использование гидроизоляционных покрытий, стены, потолок и ворота достаточно утеплены, а проблема избыточной влаги все же осталась, возможно, следует продумать другой вариант ее решения.

Установка системы отвода воды

Если влага конденсируется исключительно на потолке и все мероприятия по ее устранению не принесли ожидаемого результат, можно сделать временный отвод. Это метод используется для устранения конденсата во временных гаражных сооружениях, а также при невозможности выполнения работ по утеплению потолка и стен (нехватка средств, неподходящее время года). Для этого под полотком натягивается пленка и устанавливается лист оцинкованного металла, можно профилированного. Основная хитрость — лист необходимо зафиксировать с небольшим наклоном, чтобы влага стекала. В этом месте монтируется водосток, конец которого выводится наружу. Проблему в глобальном смысле это не решит, но как вариант, такое сооружение вполне подходит.

Дополнительное утепление снаружи

Если гаражное помещение стоит отдельно от других строений, проблему можно решить наружным утеплением. Для этого также используются современные отделочные материалы. Самый простой способ — утеплить крышу при помощи слоя керамзита или кирпичной крошки. Этот материал отлично впитывает влагу и хорошо высыхает. Утепляющий слой должен быть достаточно толстым и пористым, чтобы исключить потери тепла.

Отопление гаража

Самый эффективный способ — организовать постоянное отопление гаражного помещения. Если он расположен в подвальном помещении жилого дома или в непосредственной от него близости, сделать это нетрудно. Для отдельно стоящих зданий можно предусмотреть мобильные системы отопления, начиная от самодельных печей – буржуек и заканчивая современными сплит – системами.

Необходимые мероприятия для подвального помещения

Многие гаражи могут «похвастаться» наличием подвального помещения. Это очень удобно, ведь можно хранить припасы, а также использовать дополнительное помещение для других целей. Вместе с тем, иногда сырость и влажность в гараже будет напрямую зависеть от этого нюанса. Чтобы уберечь себя от неприятностей, необходимо учитывать такие правила.

Обустройство подвального помещения:

  • Вытяжка из подвала ни в коем случае не должна сообщаться с гаражным помещением.
  • Вход в подвал должен быть загерметизирован. Идеально для этого подойдет резиновый уплотнитель, наклеенный по периметру крышки.
  • Не стоит забывать об утеплении и проветривании подвала. Без этого продукты не будут хорошо храниться.
  • Не стоит использовать подвал для хранения смазочных и горючих материалов вместе с продуктами.

Наличие подвала в гараже весьма оправдано, ведь полезная площадь заметно улучшится. При этом чтобы оба помещения не влияли на функционал друг друга, необходимо соблюдать определенные правила.

Профилактика образования конденсата

Если в гараже не предусмотрена система обогрева или осушения воздуха, необходимо учитывать некоторые нюансы эксплуатации. Это несложные правила помогут предупредить образование конденсата без дополнительных затрат.

Как предупредить появление конденсата:

  • В зимнее время года не сразу загоняйте машину в гараж. Дайте ей сначала остыть, а уже после размещайте в помещении.
  • Обязательно удаляйте осадки с кузова, особенно если хранение предполагается на длительное время.
  • Если помещение не используется постоянно, лучше не выполнять периодический обогрев.
  • Периодическая сушка помещения может стать отличным выходом, но этот вариант подойдет не всегда.

Если в вашем гараже скапливается конденсат, действовать необходимо незамедлительно. Повышенная влажность может привести к коррозии кузова автомобиля и постепенному разрушению строения. Чтобы этого не случилось необходимо обязательно оборудовать хорошую систему вентиляции: естественную или принудительную. Весьма эффективно утепление стен и потолка, а также не следует забывать и о гаражных воротах. Основные способы устранения повышенной влажности в гаражном помещении и полезные рекомендации по выполнению работ своими руками приведены в информации этой статьи.

Почему в гараже появляется конденсат, чем это вредно, и как решить проблему?

Излишняя влажность в гараже и появление там конденсата – дело обычное в зимнее время. Причем чем сильнее на улице холода – тем больше внутри образуется влаги.

Существует несколько способов борьбы с этой проблемой. Заниматься этим обязательно нужно: избыточная влажность способна ускорить порчу всего, что будет находиться в гараже (от продуктов питания и до кузова автомобиля).

Какой должна быть температура и влажность в гараже, и как ее замерить?

Нормальным является ситуация, когда гараж внутри сохраняется сухим: в большинстве случаев уровень относительной влажности должен находиться в пределах 50-70%. Оптимальная температура внутри него зимой должна быть в норме не ниже -5 градусов.

Определить уровень влаги в помещении можно используя специальный прибор – влагомер. Оценить состояние воздуха (имеется ли сырость) можно самостоятельно – при проблемах с микроклиматом воздух будет затхлым, спертым.

Почему в гараже повышается влажность?

Почему скапливается влага внутри гаража – вопрос, не имеющий единого ответа: причин тому может быть несколько.

Перечислим наиболее вероятные из них:

  1. Сыро может быть из-за хранения в подвале фруктов или овощей, с которых и появляется влага.
  2. Тающий снег с колес автомобиля, который хранится внутри.
  3. Конденсация влаги на кузове автомобиля. Такое возможно, когда теплая машина заезжает в холодный гараж.
  4. Капли дождя на машине (кузове).
  5. Отсутствие вентиляции. Основная причина повышения уровня влажности. Если в помещении есть нормально работающая вентиляция, то даже все перечисленные выше проблемы не будут приводить к сырости.

Почему и где выпадает конденсат?

Образовываться конденсат может на потолке, на двери/воротах (с внутренней стороны), на стенах и даже на полу. Нередко повышенная влажность наблюдается в погребе гаража (но конденсат там выпадает не всегда).

Скопление конденсата в кирпичном гараже

Влага будет конденсироваться на внутренней поверхности в местах, где расстояние между теплым и холодным воздухом самое маленькое. Если по соседству с вашим гаражом нет других построек, то это будут стены, потолок и ворота. Если гараж стоит в ряду, то капли будут появляться на потолке и на воротах.

Основная причина образования это отсутствие утепления. В большинстве случаев эта причина и является основной: внутри находится более теплый воздух, снаружи зимой он холоднее. Между ними есть только тонкая перегородка (если нет утеплителя) из кирпича/металла/бетона (смотря из чего построено помещение), то есть из материалов, которые не идеально сохраняют тепло.

Чем опасно повышение влажности в гараже?

Сырость может привести к весьма серьезным последствиям, как для самой постройки, так и для хранящихся в ней вещей (включая автомобиль).

  1. Коррозийные образования на кузове хранящегося автомобиля. Из-за сырости он может начать ржаветь: в местах, где нет краски, или где она слезла/откололась.
  2. Появление плесени. Она опасна для деревянных, металлических и текстильных изделий, которые будут храниться внутри, а также для продуктов питания (которые нередко складируются в гаражных подвалах). Для человека плесень тоже опасна, однако в гараже люди обычно бывают нечасто и не надолго, поэтому основной вред будет наноситься все-таки самой постройке и вещам внутри.
  3. Ускоренное разрушение постройки. Металлические гаражи страдают от этого сильнее всего (начинают ржаветь), но такая же проблема, хотя и в меньшей степени, наблюдается и в бетонных постройках.
  4. Выход из строя механизма открывания/закрывания ворот (который тоже может ржаветь).

Как избавиться от влажности в гараже?

Крайне важно стараться снизить влажность до возможного минимума и обеспечить нормальный микроклимат, иначе перечисленные выше проблемы не заставят себя долго ждать.

Скопление конденсата в металлическом гараже

Чтобы устранить проблему и предотвратить ее появление в будущем, необходимо:

  1. Утеплить здание.
  2. Обустроить вентиляцию.
  3. Провести отопление (не основной способ, скорее дополнение к перечисленным выше).
  4. Не давать влаге попадать внутрь (загонять внутрь сухое авто).

Самый главный способ: это обустройство вентиляции в гараже. Если внутри не будет достаточного обновления воздуха, то ни утепление, ни отопление не дадут существенного эффекта: влажность все равно будет выше нормы.

Ниже мы рассмотрим эти варианты чуть подробнее.

Утепление

Чтобы избавиться от конденсата, обязательно следует утеплять гараж снаружи. Для этого можно использовать даже тонкий слой теплоизоляционного материала. Дешевле и проще всего применять пенопласт, но еще одним удобным вариантом является минеральная вата.

Если гаражное помещение стоит отдельно (рядом стенка к стенке отсутствуют другие постройки) – утеплять нужно и потолок, и стены (по периметру), и ворота. Если гаражи расположены стенка к стенке – то утеплять следует потолок и ворота.

Если имеются средства и желание – то утепление можно провести еще и изнутри. Важный нюанс: только внутренняя теплоизоляция (без наружной) может только навредить. Если допустить ошибку при монтажных работах, это может привести к смещению точки росы, из-за чего конденсироваться влага все равно будет, но только уже между гаражной стенкой и утеплителем.

Сам процесс работ выглядит примерно так:

  1. Поверхность зачищается от пыли, грязи.
  2. По необходимости обновляется краска (если это металлическая постройка).
  3. Крепится обрешетка, между которой будет лежать утеплитель.
  4. Наклеивается утеплитель.
  5. Зазоры между листами теплоизолятора проклеиваются строительным скотчем или замазываются штукатуркой.
  6. Сверху по обрешетке монтируется наружный слой, который будет защищать утеплитель от осадков и механических повреждений (к примеру это может быть оцинковка).

Вентиляция

Самое главное правило: помещение должно иметь и приток свежего воздуха с улицы, и его удаление наружу.

Наиболее простым и дешевым в реализации вариантом является монтаж переточной решетки (через нее воздух извне будет поступать внутрь) в нижней части ворот. В конце гаража (то есть в противоположной от ворот стене) необходимо вывести наверх трубу: она будет играть роль вытяжки.

Выводить трубу можно либо через стену в верхней части (то есть под потолком), либо через крышу. Через крышу вывод делать несколько сложнее, потому что придется герметизировать проход (чтобы через щели не затекала вода).

Если же выводить трубу через стену, то место вывода будет частично прикрываться выступающей частью крыши (если она выступает). Но вывод через стену не всегда возможно реализовать: если гаражи стоят впритык и по бокам и сзади, то можно выводить трубу исключительно через крышу.

Вытяжная система для гаражного помещения

Если же вы хотите сделать максимально надежную и эффективную вентиляционную систему, в вытяжную трубу можно поставить небольшой вентилятор. Его можно либо оставить включенным постоянно на весь зимний период (на низких оборотах), либо завести включение от датчика влажности.

При повышении влажности внутри срабатывает датчик, и вентилятор будет включаться автоматически. Он увеличит проток воздуха через помещение, и воздушный поток будет снижать влажность.

Как вариант, вентилятор можно устанавливать даже не в трубу, а прямо в стену: под потолком, напротив ворот. Трубу в этом случае монтировать вообще не нужно, но тогда вентилятор придется всегда держать включенным (или обязательно ставить автовключение по датчику).

Отопление

Вариант не обязательный: скорее это дополнительное решение, которое можно применять уже при существующей вентиляции и утеплении. Стоит делать, если вы часто проводите время в гараже.

Не обязательно монтировать серьезную и мощную систему отопления: достаточно поставить простой электрообогреватель с заведенным таймером. Например, чтобы он включался 1 раз в час на 10-15 минут, или чтобы поддерживал температуру на уровне не менее 0 градусов.

Загон сухого автомобиля

Если внутри гаража поддерживается плюсовая температура, то снег и лед с автомобиля будут таять. Поэтому прежде чем заехать в гараж, желательно очистить автомобиль от снега, хотя бы частично. Не обязательно досуха его вытирать: слишком много времени и сил на это будет уходить. А вот по-быстрому смахнуть основную массу вполне можно.

Такое простое правило поможет исключить одну из самых банальных причин повышенной влажности – таяние снега внутри помещения.

Причины сырости в гараже (видео)

Как избавиться от сырости в гаражном подвале?

С этой проблемой бороться сложнее. Проще всего ее предотвратить на этапе строительства гаража: утеплить не только надземные стены, но и стены подвала, и гидроизолировать их снаружи. Также рекомендуется провести утепление потолка подвала.

Кроме утепления обязательно обустроить еще и вентиляционную систему. Приведем способы подачи воздуха внутрь подвала:

  1. В перекрытие (между подвалом и гаражом) врезается труба: через нее воздух будет поступать в подвал. Врезать ее нужно как можно ближе ко входу.
  2. На поверхность выводится воздуховод (из подвала). Отверстие воздуховода располагается на небольшой высоте (в несколько десятков сантиметров) от поверхности. Это вариант менее удобный: придется копать траншею, и не везде можно это сделать (к примеру, если вокруг вашего гаража стоят другие, и проезд очень узкий, то трубу попросту некуда будет вывести).
Читайте также:  Красивые идеи декора и ландшафтного дизайна участка площадью 4 сотки

Удаление воздуха можно реализовать так:

  1. Делается общая вытяжная труба, в которую врезается линия из подвала. Для этого в потолке подвала сверлится отверстие, в него вставляется длинная труба, которая выводится через крышу в атмосферу. В гараже, под потолком, в эту трубу монтируется вентиляционная решетка, или тройник, одно отверстие которого будет открытым, и будет направлено в гараж. В этом случае воздух из подвала и гаража будет удаляться естественным способом через одну вытяжную трубу.
  2. Делается система воздуховодов как в первом пункте. Выше отверстия, которое выходит в гараж, в трубу устанавливается вентилятор, который будет создавать тягу.
  3. На поверхность выводится воздуховод, который должен выходить выше уровня крыши. Вариант менее удобный.

Второй способ является самым удобным и эффективным.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Очистка выгребных ям: обзор лучших методов + устранение заиливания

Даже простейший вид канализации с выгребной ямой способен ощутимо повысить уровень комфорта на загородном участке. Однако у такого решения есть ощутимый минус – емкость для накопления и первичной переработки стоков требует периодического удаления содержимого. Согласитесь, очистка выгребных ям должна проводиться по правилам, чтобы не был нанесен урон окружающей среде.

Владельцам частных домов и дач, не подключенных к централизованным канализационным сетям, мы предлагаем скрупулезно проверенную, систематизированную информацию о методах и специфике проведения очистки. С нашей помощью вы сможете выбрать оптимальный вариант избавления от сточных накоплений и узнаете, как его реализовать.

Детальное описание применяемых на практике способов базируется на личном опыте собственников домохозяйств. Учтены требования нормативов коммунальных служб. Сведения подтверждены фото и видео-приложениями.

Удаление накопившихся нечистот

Принцип работы выгребной ямы прост – стоки по канализационной трубе поступают в предназначенную для них емкость и скапливаются в ней. Если это герметичный вариант сооружения, то заполняется он достаточно быстро.

В случае использования выгребной ямы без дна с соединенным с ней поглощающим колодцем удаление отходов понадобится не так часто, поскольку часть жидких стоков уходит через его фильтрующие стены и донный фильтр, подвергаясь переработке внутри грунта.

В любом случае от этих не ароматных накоплений, накапливающихся на дне в виде нерастворимого осадка, необходимо периодически избавляться.

В распоряжении современных дачников и домовладельцев для этого имеется три основных способа:

  • удаление нечистот путем откачки;
  • использование препаратов для биологического разложения отходов;
  • химическая очистка.

Выясняя, как эффективно очистить выгребную яму, следует рассмотреть особенности применения каждого из этих методов. В зависимости от ситуации может понадобиться только один из них, но часто приходится выполнять мероприятия по очистки в комплексе. Например, после применения биологических препаратов может понадобиться дополнительная откачка нечистот.

Когда нужно приступать к очистным мероприятиям? Стратегию работ следует продумать еще на этапе создания канализации, например, обеспечив подъездные пути для ассенизаторской машины.

Не нужно дожидаться, пока стоки заполнят последний кубический сантиметр емкости. Чрезмерное наполнение выгребной ямы в несколько раз повышает вероятность загрязнения участка. Если две трети емкости заняты стоками, пора снизить их уровень с помощью доступных средств.

Способ #1 – опорожнение и откачка выгреба

При желании выгребную яму можно очистить даже вручную, с помощью обычного ведра на веревке. Владельцы небольших дачных сооружений так и делают. Работа это крайне неприятная, она требует подготовки. Для начала следует надеть защитный костюм или другую одежду, которую не жалко испачкать. Это нужно для того, чтобы защитить кожу, стоки могут быть довольно агрессивными.

Затем нужно позаботиться о защите дыхательных путей, и дело не только в характерном зловонии. Пары, исходящие из канализации, содержат метан, вдыхание которого крайне опасно для человека. По этой же причине не рекомендуется проводить очистные работы в одиночку, особенно, если планируются работы внутри выгреба.

Если тот, кто находится внизу, потеряет сознание от ядовитых испарений, напарник сможет помочь ему. Помимо защитного костюма и респиратора нужно надеть высокие резиновые сапоги или бахилы, а также перчатки.

Еще понадобится герметичная емкость, в которую будет утилизироваться содержимое выгреба. Позднее эти нечистоты нужно отвезти в предназначенное для их сброса место.

Ручная очистка – дело долгое, опасное и неприятное. Если бюджет позволяет, лучше использовать для откачки нечистот в емкость не ведро, а специальный фекальный насос.

Дело пойдет гораздо быстрее, опасных контактов с массой стоков будет значительно меньше. Но о мерах безопасности и в этом случае забывать нельзя.

Значительно удобнее очищать выгреб с помощью специализированной техники, например, илососа. Это машина, которая подъезжает к участку и откачивает стоки через специальный широкий шланг.

Расстояние между илососом и объектом очистки должно быть не более четырех метров. Ямы глубиной более трех метров такая техника не обслуживает, но такие глубокие сооружения обычно и не встречаются.

Еще при сооружении ямы следует учесть такой нюанс: ассенизаторы берут плату не за объем откачанных стоков, а за каждый выезд. Ради уменьшения расходов нужно так рассчитать объем выгреба, чтобы для откачки предназначалось количество стоков, кратное вместительности илососа. При этом нужно помнить, что откачку начинают, если яма заполнена на две трети, а не “под завязку”.

Способ #2 – биологическое разложение стоков

Процесс переработки стоков при помощи микроорганизмов широко используется в различных септиках и ЛОС промышленного производства. Но и для выгребных ям сегодня разработаны линейки биопрепаратов, которые способны сделать то, что при опорожнении выгребных ям не удается – уменьшить или полностью устранить характерный для канализации неприятный запах.

Машина ассенизации уезжает, а над участком еще несколько часов, а то и дней, витает удушливый канализационный дух. Применение биологических препаратов существенно улучшает ситуацию.

Для этого нужно выбрать подходящее средство и использовать его в соответствии с инструкцией. Выпускают бактерии для выгребных ям в виде гелей, жидкости, порошка, гранул и т.п.

Микроорганизмы разлагают содержимое канализации на воду и нейтральный к окружающей среде ил. Из проницаемой ямы вода уходит в окружающий грунт, а ил постепенно накапливается. Естественно, степень такой очистки пониже, чем у высокотехнологичных ЛОС, воду нельзя использовать для полива, а осадок – в качестве удобрения. Но скорость заполнения выгреба снижается в разы.

Конечно, осадок из канализационного сооружения сам по себе никуда не денется, его также нужно удалять или откачивать с помощью описанного выше метода с привлечением ассенизаторов. Есть и еще один важный нюанс – не всякие стоки поддаются переработке с помощью бактерий.

Неорганические отходы, попавшие в канализацию, скапливаются на дне и уменьшают объем свободного места в накопительной емкости. Агрессивная бытовая химия, например, содержащая хлор, может создать среду, губительную для микроорганизмов. Владельцам стиральных и посудомоечных машин следует быть внимательными в этом отношении.

Способ #3 – применение химических препаратов

Если биологическая очистка для окружающей среды просто праздник, то применение химикатов может представлять угрозу.

Для удаления отходов из выгребных ям чаще всего используют:

  • формальдегидные препараты;
  • нитратные окислители;
  • соли аммония.

Даже тем, кто далек от химии, известно, что формальдегид – опасное вещество. Его единственное достоинство – относительно невысокая цена. Этот препарат токсичен и способен вызывать раковые заболевания. По этим причинам для очистки выгребов формальдегид практически не используют.

Очистители на основе нитратных окислителей в плане безопасности имеют гораздо лучшие характеристики. Их состав близок к компонентам удобрений этого типа, т.е. при правильной дозировке и соблюдении инструкций такой очиститель вполне безопасен. Эти препараты отличаются высокой ценой, которая полностью оправдывается высокой эффективностью.

При добавлении в канализацию препарат эффективно разжижает отходы, параллельно нейтрализуя неприятные запахи. После того, как действие препарата закончится, переработанное содержимое выгребной ямы можно быстро выкачать насосом и утилизировать.

Еще одно полезное свойство нитратных очистителей в том, что их эффективность не снижается при контакте даже с самой агрессивной бытовой химии. Средства этого типа подходят для прочистки не только ямы, но и всей канализационной системы.

О том, насколько безопасны препараты на основе солей аммония, точных данных в настоящий момент не имеется. Поэтому при использовании этого средства, как и любой агрессивной химии, нужно внимательно изучить инструкцию и точно ее исполнить.

Наличие хлорсодержащих средств в сточных водах может ослабить эффект от применения этого препарата, но согласно отзывам, с неприятными запахами он справляется отлично.

Выбирая способ очистки канализации, следует учитывать конкретную ситуацию. Например, если нужно очистить выгребную яму под отдельным туалетом, стоит обратить внимание на средства, которые способны растворять не только стоки, но и туалетную бумагу.

Решение проблемы с заиливанием

Заиливание – серьезная проблема и для проницаемого фильтрующего колодца, и для герметичной выгребной ямы. В первом случае жидкая часть осадка не сможет поступать в грунт из-за плотного илистого слоя, который покрывает внутренние стенки сооружения. Во втором случае откачивать нечистоты придется чаще, поскольку отложения уменьшат объем емкости.

Один из признаков того, что внутри выгребной ямы образовывается ил, является появление характерного неприятного запаха – паров сероводорода. Выясняя как почистить заиленную выгребную яму, необходимо помнить, что в этом случае нужно не просто нейтрализовать отходы или откачать содержимое.

Следует удалить весь налет со стен и дна емкости. Для этого используют химические средства или методы химической очистки, но наиболее эффективным часто оказывается комбинирование этих способов. При механической очистке сначала выполняют откачку основной массы нечистот. После этого с помощью шланга в емкость нужно подать воду под сильным напором.

Струей обрабатывают внутреннюю поверхность выгребной ямы таким образом, чтобы разбить илистый осадок и расчленить его на отдельные мелкие частички. Обработку проводят до тех пор, пока емкость не заполнится примерно на 25%. После этого содержимое откачивают насосом или илососом, а затем утилизируют.

Для химической очистки заиленого сооружения используют химические очистители, предназначенные для растворения твердых включений – уже описанные выше нитратные окислители. Обычно они справляются также с илистыми отложениями. По прошествии некоторого времени все или почти все содержимое станет жидким, его можно будет без проблем откачать.

Стоит отметить, что применение химикатов обойдется значительно дороже, чем опорожнение путем откачки, но выполнить такую операцию проще, и времени это займет меньше. В процессе же физического удаления ила придется смириться с большим количеством грязи, которым эта процедура обычно сопровождается.

В выгребных ямах без дна придется кроме того прочистить или обновить песчано-гравийный фильтр, который находится внизу. Надежнее всего будет вынуть все содержимое фильтра и заново уложить чистые компоненты: слой песка, щебня иили гравия примерно 40 сантиметров толщиной.

Чтобы предотвратить заиливание выгребной ямы, рекомендуется отводить воды из нее на фильтрационное поле. Его лучше всего делать еще на этапе создания сооружения, но при желании можно выполнить эту операцию и позже. Для этого нужно примерно на половине высоты выгребной ямы установить горизонтальную канализационную трубу для отведения жидких отходов.

Для устройства фильтрационного поля нужно раскопать грунт до уровня укладки отводной трубы. Вниз кладут слой агроволокна, а сверху насыпают щебень. На эту “подушку” укладывают трубу, выходящую из выгребной ямы. Труба должна быть перфорированной, в ней просто нужно проделать дырочки на равном расстоянии.

Сверху на трубу насыпают еще один слой щебня, а затем снова укрывают агроволокном. Получается, что труба со всех сторон окружена фильтрующими материалами. Это обеспечит быстрый отвод жидкого содержимого из выгребной ямы и его безопасную утилизацию в толще грунта.

Несколько ценных рекомендаций

Если проблемы с выгребной ямой стали возникать чаще, имеет смысл улучшить работу сооружения доступными способами. Некоторые устраивают выгребную яму с переливом, которая функционирует подобно септику. Для этого рядом с уже имеющейся емкостью устраивают еще одну, примерно такую же.

Первая емкость должна быть герметичной, а вторая – проницаемой или без дна. Можно и вторую емкость сделать герметичной, но тогда следует предусмотреть вывод соков на фильтрационное поле или в дренажный колодец. Перелив между этими двумя отделами устанавливают с небольшим уклоном в верхней трети емкостей.

Сначала стоки будут поступать в первый отсек, там они будут отстаиваться, твердые отходы опустятся на дно, а жидкая составляющая канализационного содержимого перельется, когда достигнет нужного уровня.

Во второй отсек попадут, главным образом, жидкие стоки, которые будут быстрее перемещаться на фильтрационное поле для дальнейшей утилизации. В результате яму придется очищать значительно реже, а вероятность заиливания сооружения заметно снизится.

В зимний период стоки в выгребной яме могут промерзнуть, что приведет к проблемам в работе канализации. Чтобы исправить ситуацию, замерзшую массу нужно разморозить. Традиционно для этого используют тепловую пушку или ее самодельный аналог. При отсутствии электропитания рядом с промерзшей ямой разводят костры, используют паяльную лампу и т.п.

Для мастеров, имеющих хотя бы небольшой опыт работы с электрикой, доступен еще один способ разморозки выгребной ямы – нагрев непосредственно с помощью электрического тока. Посередине промерзшей выгребной ямы вбивают металлический штырь примерно на глубину промерзания.

Затем необходимо взять электрокабель подходящей длины. Его конец зачищают и присоединяют к штырю, а на противоположный конец подают электропитание 220В.

Для полной разморозки сооружения может понадобиться довольно много времени, порой нужно ждать около суток, все зависит от размеров ямы. При выполнении такого рода работ в обязательном порядке следует выполнять требования электротехнической безопасности, например, использовать защитные резиновые перчатки, обувь и т.п.

Если промерзает не яма, а ведущая к ней канализационная труба, это указывает на огрехи при прокладке коммуникаций, например, траншея оказалась недостаточно глубокой или отсутствует утепление. Исправить эти проблемы можно летом, а во время холодов следует позаботиться о размораживании труб.

Для этого также можно использовать электрический ток. На конце кабеля нужно зачистить отрезок, равный длине окружности трубы. Чтобы вычислить это значение, нужно просто диаметр трубы умножить на 3,14, т.е. на число “пи”.

Затем защищенный провод наматывают вокруг промерзшей трубы. На кабель подают электропитание, через пару часов такого нагрева содержимое трубы растает, и работа канализационной системы возобновится.

Выводы и полезное видео по теме

Практичный вариант очистки заиленной выгребной ямы представлен в этом ролике:

Здесь продемонстрирована процедура выкачки отходов из выгребной ямы с помощью фекального насоса, который периодически следует промывать:

Процесс и результат применения биоактиватора для очистки выгребной ямы можно посмотреть на этом видео:

Хотя выгребная яма и является очень простым вариантом устройства автономной канализации, она требует правильного обслуживания и своевременной очистки. Современные средства позволяют избавляться от накопившихся в сооружении отходов быстро и эффективно.

Остались вопросы по очистке выгребных ям? А может вы знаете другие не менее эффективные способы и уже испробовали их на практике? Задавайте свои вопросы, делитесь опытом в блоке расположенном внизу статьи.

Оцените статью
Добавить комментарий