Краткое руководство по изготовлению мозаики своими руками

Мозаика своими руками: изготовление и самостоятельная выкладка, техника, идеи, решения

Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Читайте также:  Кафель на кухню: примеры дизайна

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал

Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже. В качестве необычных материалов для панно можно использовать, в принципе, все, что угодно, в том числе:

  • различные канцелярские кнопки;
  • кусочки мягкого дерева и хвойной фанеры;
  • мелкие пирамидки с разноцветными гранями;
  • спички торцом и прочие материалы.

Как декорировать своими руками различные поверхности мозаикой из битой плитки

Декоративная мозаика своими руками может быть создана из разных материалов. В домашних условиях используют стекло и керамику, яичную скорлупу, гальку и ракушки, бросовые материалы. Мозаичные элементы можно сделать самому и окрасить их в нужные оттенки.

Подготовка материала для мозаики

Если используется природный или бросовый материал (песок, камни, ракушка, битое стекло и керамика, пластиковые крышки и пр.), то его нужно рассортировать по цвету. Для изготовления мозаики своими руками из кафельного или стеклянного боя кусочки нужно наколоть на фрагменты удобной формы и размера.

Колоть плитку или стекло нужно с применением специального инструмента — закольника. Это острый металлический клин. На него кладут плоский кусок керамики или стекла, ударом молоточка откалывают полоску, которую затем делят на квадратики. При отсутствии закольника для небольших масштабов работы можно использовать слесарные кусачки.

Для изготовления мозаичных элементов в домашних условиях можно использовать 2 техники:

  1. Сделать раствор из столярного порошкового клея для растворения в холодной жидкости (1 часть), воды (4 части), добавить в него 6 частей строительного алебастра и пигмент, тщательно вымешать и залить в резиновые или силиконовые формочки (квадраты 2х2 см). Через 2 дня готовые детали можно достать из форм и использовать для набора.
  2. Материал для мозаики легко сделать из магазинного эпоксидного клея (ЭДП), приготовив его по инструкции и смешав с порошковым пигментом. Заливают его в такие же формы. Застывание смолы может потребовать больше времени, чем указано в инструкции, и зависит от размера и толщины элементов.

Можно сделать мозаику из осколков фарфоровой посуды. Иногда в нее включают крупные части (носики чайников, ручки чашек и пр.).

Какую поверхность брать в качестве основы?

Отделать мозаикой можно практически любые поверхности. Лучше всего если материал основы и клеевой состав для мозаики будут соответствовать друг другу по свойствам температурного расширения (например, керамика, плиточный клей и бетонная основа). Но нередко мозаикой на цементном связующем оформляют столешницы или другие деревянные поверхности.

Проще всего клеить мозаику на плоскую и ровную поверхность. Но и на криволинейных изделиях такой декор выглядит красиво. Сделать его можно на любом предмете сложной формы, только придется выбирать более мелкие фрагменты.

Начинающим нужно осваивать простые техники составления набора: прямым и насыпным способами на ровной поверхности. По мере приобретения навыков можно выполнять обратный набор и отделку криволинейных поверхностей.

Создаем неповторимый узор

Разработка орнамента — творческий процесс, который не подчиняется никаким нормативам. Выложить мозаикой можно любой рисунок, который понравился мастеру. Если это мелкое изображение, увеличить его можно с помощью проектора или вручную. Для последнего способа нужно разбить исходный рисунок на квадраты, затем сделать сетку из увеличенных фрагментов и перерисовывать содержимое каждого квадратика в увеличенном до нужных размеров виде.

Если у человека имеются художественные навыки, то нарисовать любой узор или картинку для панно он сумеет самостоятельно. Также картинку можно увеличить и распечатать при помощи компьютерной техники.

Рисуем эскиз

Эскизом называют изображение предмета таким, как он будет выглядеть в готовом виде. Эскиз мозаичного панно нужно выполнить в цвете. Это поможет ориентироваться при составлении набора и дает возможность заранее оценить, как будут выглядеть цвета в интерьере. Эскиз удобнее всего рисовать в натуральную величину, так будет понятнее, где нужны мелкие элементы.

Для геометрического узора эскиз можно составить в виде схемы для вязания или вышивки крестом. По такой схеме удобно подсчитывать количество мелких квадратиков-пикселов, из которых чаще всего делают мозаики.

Укладка мозаики

Керамическую, стеклянную или каменную мозаичную картину можно выполнить методом прямого набора. При этом укладка мозаики своими руками производится в такой последовательности:

  1. Подготовить основу: бетонную выровнять, на деревянную нанести плиточный клей (Юнис или др.) и разгладить его. Толщина клеевой основы — 0,5-1 см. Если оформляется столешница, по краю ее предварительно набивают обечайку из тонкой фанеры. Подготовленную поверхность просушивают в течение 24 часов.
  2. Согласно эскизу, нанести разметку фрагментов, которые отличаются по цвету. Для геометрического орнамента это не обязательно.
  3. Сначала нужно выкладывать узор или его часть без клея, подгоняя кусочки плитки друг к другу. Снять их и сложить отдельно. Клей наносят на изнанку каждого фрагмента, выкладывая узор, как это было сделано начерно. Удобнее всего сначала смонтировать крупные части плитки, а затем между ними вставить мелкие.
  4. Геометрический узор из квадратных пикселов удобнее набирать на смазанной клеем поверхности согласно схеме. После заполнения небольшого фрагмента рекомендуется придавить элементы дощечкой, чтобы выровнять их по высоте.
  5. Готовый набор оставляют для сушки на 24-36 часов или согласно инструкции к клею.

Мозаику можно купить в готовом виде. Она представляет собой квадратные элементы из керамики, искусственного или натурального камня, наклеенные на специальную сетку. Некоторые разновидности имеют клеящийся слой. Их монтируют на выровненную и обработанную праймером поверхность. После этого мозаику затирают. Если клеевого слоя нет, на стену накладывают 0,5 см плиточного клея и монтируют листы готовой мозаики, придавливая их дощечкой.

Другие способы изготовления мозаики

Простые мастер-классы помогут собрать мозаичную картину и по-другому. Обратный способ подразумевает выкладку набора в зеркальном отражении и изнанкой вверх. Сделать его можно про помощи прозрачной самоклейки:

  1. Перенести контурный рисунок на бумагу в натуральную величину.
  2. Расстелить на нем самоклейку клеевым слоем вверх.
  3. Постепенно снимая защитный слой, выкладывать наборный рисунок по плану, прижимая лицевую сторону каждого элемента к липкой поверхности пленки.
  4. Когда набор будет закончен, его можно перенести на стену или другую поверхность.

Если площади мозаики велика, переносить панно можно по частям, аккуратно разрезая пленку острым ножом между элементами набора. Перед переносом на отделываемую поверхность наносят 0,5-0,7 см плиточного клея. Фрагмент нужно придавить к ней с помощью дощечки, нанести клей на соседний участок стены и продолжить работу. Через 24 часа осторожно снять пленку.

Мозаикой-кракле отделывают мебель. Материал для ее изготовления — яичная скорлупа, которую можно окрасить в разные оттенки красителями для пасхальных яиц. Тонкую бумагу стелят на ровную поверхность, смазывают ПВА. Клей нужно выдержать 3-19 минут. На немного подсохший слой выложить кусочки скорлупы выпуклой стороной вверх, оставляя между ними зазоры. Поверх скорлупы кладут дощечку и придавливают, ломая материал на более мелкие фрагменты.

Через 10 минут доску снять, поправить фрагменты, размещая из равномернее, затем вновь прижать и выдержать под грузом около 24 часов. Затем всю поверхность нужно заклеить слоем тонкой бумаги на мучном клейстере, высушить его и приступать к нарезке мозаики по контурам рисунка и переносу на основу. Клеят его на ПВА. Когда панно высохнет, с него можно снять верхнюю бумагу (размочить перед удалением) и смять клейстер. Для проявки трещин применяют тушь: нужно капать ее из пипетки и дожидаться растекания по трещинам. Остатки туши с поверхности смять губкой и хорошо высушить панно.

Затирка швов и дальнейший уход

Мозаичным картинам из керамики, стекла или камня требуется нанесение отделочного слоя — затирки швов. Рабочим составом может быть тот же плиточный клей, тонированный в нужный оттенок. Если мозаика предназначена для эксплуатации в сыром помещении или на улице, лучше брать влагостойкие затирочные составы (для ванных комнат и бассейнов, для наружных работ и пр.).

Раствор наносят на поверхность высохшего набора и втирают между элементами резиновым шпателем. Излишки нужно немедленно убрать влажной тканью, разглаживая поверхность затирки. После ее схватывания убрать разводы с поверхности мозаики. Готовое панно полируют чистой сухой мягкой тканью или войлоком, окончательно удаляя все остатки затирочного состава.

Читайте также:  Как хранить клюкву на зиму

Мозаику-кракле полируют мелованной бумагой. Затирки для нее не требуется, но для большей влагостойкости и прочности поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Уход за мозаикой состоит в своевременном удалении с поверхности загрязнений. Если мозаикой выложен фартук на кухне или столешница, потребуется применение составов с обезжиривающими свойствами. В ванной и санузле мозаику обрабатывают моющими средствами для кафеля. Кракелюр следует чистить осторожно, удаляя пыль слегка влажной тряпкой.

Как приклеить на стены деревянную мозаику: выбор клея, руководство монтажа своими руками и советы по работе

Из этой статьи вы узнаете плюсы и минусы мозаики, её основные виды и материалы, из которых она изготавливается. А также – полезные рекомендации и руководство по отделке.

Мозаика – интересный и удобный способ отделки

Почему мозаика становится все более популярной? Потому что она обладает достаточным количеством преимуществ, отлично смотрится в интерьере, в какой комнате бы она ни была использована.

Деревянная мозаика для стен

Этот вид отделки представляет собой кусочки дерева различных размеров и форм. Преимущества мозаики:

  • сочетается с другими видами отделки;
  • держит тепло;
  • создаёт ощущение уюта;
  • прослужит долгое время;
  • экологически чистый материал;
  • маскирует неровности стен;
  • помогает при зонировании пространства;
  • оригинальный рисунок.
  • некоторые виды дерева неустойчивы к воздействию влаги;
  • такая отделка стоит недёшево;
  • требует кропотливой работы.

Где применяется

Её использует не только для оформления домов, но и кафе, ресторанов и театров, ведь эта отделка создает в помещении уникальную атмосферу. Она подходит для комнат, оформленных в классическом, современном или ретро стиле. Подойдёт и для кантри, прованса, барокко. Отлично смотрится, если в интерьере присутствуют детали из стекла или металла. Лучше всего использовать её в больших комнатах. С помощью такой отделки можно выделить какую-либо часть комнаты, например, обеденную зону, камин, зону отдыха.

Из каких материалов производится

Для изготовления используют древесину разных сортов:

  • сосна и липа (древесина довольно мягкая, поэтому эти породы используют редко);
  • орех (отличается большим разнообразием оттенков);
  • дуб;
  • ольха;
  • клён;
  • ясень;
  • кокос;
  • кедр;
  • бамбук;
  • осина.

Иногда используется и деревянная стружка или реже применяемые породы, как анатолийский орех или падуб.

В зависимости от техники монтажа, а также от размера планируемой инсталляции, можно выбрать отдельный вариант мозаики.

Представляет собой изображения и узоры, созданные из деревянных пластин различных пород и цветов (в основном использует не больше 4 тонов). Подготовленные и отшлифованные пластины склеивают и затем с помощью клея прикрепляют к основе, где заранее сделано углубление. Чтобы изменить цвет древесины, иногда применяют специальные масла или кипячение.

При данном способе в основу из дерева врезают пластины из других материалов, например, слоновой кости. Притом пластины должны находиться на том же уровне, что и основа. В качестве вставок обычно используют дорогие материалы, благодаря чему готовая мозаика поражает своей роскошью.

На основу, которая может быть выполнена из древесины, наклеивают тонкие деревянные пластины – шпон – различных цветов и видов. При создании картин учитывают и направление волокон.

  1. Блочная мозаика

Данная техника подразумевает склеивание брусков разного цвета или сечение, а затем – их разрезание поперёк. Так, получаются бруски с одинаковым узором, из которых потом создают мозаику. Их можно наклеить на основу либо вставить в подготовленное углубление.

Деревянная мозаика для стен своими руками: процесс изготовления

Работы по отделке поверхности в комнате деревянными мозаичными плитами или кубиками мелких размеров:

  1. Измеряется величина участка, который будет оформлен мозаикой.
  2. Затем она делится на мелкие детали, которые и нужно изготовить.
  3. После этого детали вырисовывают на дереве и нарезают с помощью пилы.
  4. У нарезанных деталей формируют кромку фрезерной машиной.

Отделка стен деревянной мозаикой: руководство

Для начала нужно почистить и выровнять стены (для более быстрого выравнивания рекомендуют использовать фанеру или же гипсокартон). Затем наносят грунтовку, которая делает стены впитывающими.

При заполнении швов нельзя применять затирку, которая используется для керамической плитки. Из-за перепада влажности и температур древесина может изменить размер, в результате чего затирка может просто потрескаться. Поэтому применяют специальные эпоксидные затирки.

Советы и рекомендации

Мозаика не требует особого ухода. Достаточно протереть ее влажной тряпкой и затем сухой.

Мозаику можно использовать и для оформления кухонного фартука или стен в ванной, но только обработав её лаком.

Чтобы создать более интересное покрытие, используют объемные детали или сочетают детали разных форм, например, круги и прямоугольники. Такое оформление подходит для просторных комнат, так как занимает немало места.

Учитывая все преимущества мозаики, легкость самостоятельного монтажа и то, как она преображает интерьер, можно назвать ее отличным материалом. С помощью неё вы легко сделаете комнату уникальной и уютной.

Полезное видео

Мозаика своими руками: информация для начинающих

Автор: Галина Весенняя.

Небольшая подборка информации для тех, кто хочет заняться мозаикой.

1. Клеи наиболее часто используемые для создания мозаики.

Плиточный клей на цементной основе
Используется: прямым методом.
Характеристики: имеется в предварительно перемешанной или порошковой форме, экономичен, может окрашиваться присадками, имеется в двух видах — быстро схватывающийся и медленно схватывающийся. Снимается водой, когда еще влажный.
Примечание: предварительно перемешанная форма имеет тенденцию высыхать в своем резервуаре.

Эпоксидная смола
Используется в: прямом методе.
Характеристики: выпускается в виде геля или жидкости, подходит для наружных работ и работ в условиях влажности, хорошо работает практически на любой поверхности, сильный клей, смешивание двух частей может быть не очень удобным и занимать много времени, выпускается в двух вариантах — быстро схватывающейся и медленно схватывающейся. Дает сильные пары, должна применяться только в хорошо вентилируемых помещениях.

Этиленвинилацетат (Клей-расплав на основе ЭВА-сополимеров)
Используется: прямым методом.
Характеристики: водостойкая версия ПВА, но не водонепроницаемая. Подходит для применения в тех местах, где может быть периодическая влажность, но не подходит для тех мест, которые постоянно находятся под водой.

Универсальный клей
Используется: прямым методом.
Характеристики: прочный клей, продается нескольких базовых цветов, можно окрасить добавками, подходят практически любые, достаточно густой для трехмерных или вертикальных объектов, читайте ярлыки, чтобы знать, где можно использовать: для внутренних/наружных работ и во влажной среде.

ПВА — Поливинилацетат
Используется: непрямым методом.
Характеристики: жидкий, высыхает, оставаясь прозрачным, смывается водой, не подходит для наружных работ или для использования во влажной среде. Используется как герметик для пористых мозаичных основ, таких как ДВП, терракота и папье-маше. При растворении в воде в пропорции 1:1 и нанесении кисточкой на поверхность основы придает хорошую шероховатость, которая способствует более прочному сцеплению с мозаичной плиткой.

Силикон
Используется: прямым методом.
Характеристики: выпускается в форме геля или густого клея, хорошо работает практически на любой поверхности, достаточно густой для использования на трехмерных или вертикальных объектах, продается в маленьких тубах — прозрачный, белый или цвета миндаля. Другие цвета можно получить, применяя шприц для заделки швов, расширяется и сжимается под воздействием атмосферных факторов, при высыхании образует резиновую поверхность, не впитывает краску, используется с зеркальными плитками.

Строительный раствор
Это строительный раствор, который заполняет промежутки между прикрепленными мозаичными плитками. Он является дополнительным источником прочности для готовой мозаики. Что еще важнее, именно этот элемент создает визуальное единство вашей мозаики: просто удивительно, как изменится вид вашего изделия после того, как его зальют строительным раствором.

Существуют два базовых типа раствора: на цементной и на эпоксидной основе. Оба типа выпускаются либо с добавлением песка, либо без добавления песка.

Строительный раствор с песком и без песка: сравнительная характеристика
Обычно строительный раствор без песка используется для заполнения промежутков шириной менее 0,4 см, тогда как раствор с песком используется для заполнения более обширных промежутков. Однако даже для этих маленьких пространств нет необходимости использовать раствор без песка. Фактически, большинство художников предпочитает для готового образа раствор с песком и использует его на всех своих изделиях, независимо от величины промежутков между плитками. Оба типа раствора продаются разных цветов, а также могут быть подкрашены с помощью добавок.

Примечание: используйте легкое прикосновение, когда наносите раствор с песком поверх фарфора и зеркал. Избегайте втирать слишком сильно, когда распределяете раствор и когда очищаете работу, так как вы можете поцарапать зеркало или повредить ваше фарфоровое изделие.

Раствор на цементной основе
Это самый распространенный тип раствора. Часто вы можете найти такой раствор на основе цемента, который содержит порошковый полимер или жидкие латексные добавки, которые придают ему дополнительную прочность и устойчивость.

Клей жидкие гвозди
Используется: прямым методом.
Цвета бывают разные.

Клеевой пистолет
Очень крепкий клей

Материал
Можно набрать обрезков зеркал и стекла, дома их покрасить красками для стекла, высушить и, завернув в тряпку, побить молотком. Из полученных разноцветных кусочков уже творить шедевр.

Резать зеркало можно стеклорезом (обработка наждачкой) есть и более лёгкий и быстрый способ. Надо очень хорошо нагреть кусочки зеркала, стекла в раскалённой духовке, а затем немного полить это зеркало или стекло ледяной водой. Только очень аккуратно. Зеркало покроется мелкими трещинами и распадётся на ровные, маленькие кусочки.

Самый простой, но очень хороший материал – СD диски. Их режут ножницами по металлу на сектора, а потом на маленькие кусочки. их тоже можно красить витражными красками.

Плитка от ремонта, смальта, черепки и осколочки от посуды, камешки с летнего отдыха, бусины, и все что позволяет фантазия

Мозаичим

Рисуем или переносим трафаретом нужный рисунок. Наносим клей на осколки и приклеиваем поочередно каждый кусочек на свое место.(кроме спец плиточного клея и цементных растворов!) Выбираем сначала более крупные кусочки, а потом между ними мелкие.

Если используем плиточный клей или цементный раствор – Разведите плиточный клей/или раствор/. Смажьте поверхность будущего изделия, например столешницы, а затем осторожно вдавите в него осколки.

Затирка швов

После того как все кусочки мозаики хорошо приклеились, швы обработайте, заполнив все ложбинки затиркой, цвет которой тоже важен для композиции.

Затирка, бывает цветная, можно подкрашивать пигментами для красок

кроме затирки, можно заполнить ПВА, его можно подкрасить. Для затирки потребуется резиновый шпатель.

Очистка
Лишнюю затирку надо смыть мокрой губкой, а затем протереть сухой тряпкой. Через час отполируйте поверхность сухой мягкой тряпочкой. На следующий день желательно протереть еще раз влажной тряпкой, чтоб слегка смочить затирку, тогда она будет крепче. Окончательно затирка высохнет через три дня.

Техники создания картин из мозаики

Помимо выбранных материалов и цветов на общий вид мозаики влияет ряд дополнительных факторов:

  • Размер и форма элементов
  • Размер интервалов (зазоры или стыки между элементами мозаики)
  • Цвет грунтовки

Прежде всего, важен способ, каким элементы и стыки выровнены, различные техники можно использовать для создания визуального эффекта движения мозаики. Такой способ укладки носит название andamento и может использоваться различными методами с комбинацией техник. Существует ряд техник, описывающие содержание работы (“opus”). (Иногда встречается частичное совпадение в способе использования этих терминов).

opus vermiculatum

Эта техника получила свое название от латинского слова «змея» и заключается в особом расположении контуров мозаики (элементов),

которые как будто извиваются (пример – ниже).

Чаще всего два или три ряда opus vermiculatum выглядят словно ореол, окружающий какое-либо изображение в мозаике, выделяя, таким образом,

этот отдельный элемент.

opus musivicum

Эта техника напоминает рябь на поверхности озера, повторяющиеся ряды мозаики распространяются веером, наполняя фон,

как видно на фото мозаики с птицей.

Таким образом создается эффект подвижности.

opus palladinium

Эффект «неправильного покрытия» (как дорожка произвольной формы, выложенная камнями) создает хаотичный образ.

Читайте также:  Ламинированные двери что такое. Ламинированные межкомнатные двери для дома: отзывы владельцев

Чаще всего данная техника применяется в более современных работах.

Примером может служить мозаика художницы-абстракционистки Шейлы Хадсон.

Используя эту технику особенно важно соблюдать дистанцию между элементами настолько равномерно, насколько это возможно, чтобы сохранить равновесие изображения.

opus sectile

В этой технике вместо составления изображения из множества мелких деталей используются детали особой формы,специально вырезанные из более крупного камня или плиток. Прекрасный пример такой техники мы можем увидеть в работе Diedre Hjelle.

opus regulatum

Как следует из названия, это стандартная форма расположения элементов, наподобие кирпичной кладки или шахматной доски.

Слева приведены примеры изображений с использованием данной техники: сверху – абстрактный рисунок, снизу – фото оформления станции метро

Tottenham Court, где в технике opus regulatum выполнен фон.

Это техника активно использовалась римлянами

Как видно на фотографии, сочетание opus regulatum (так же известна как opus classicum) с другими техниками создает очень ясный и чёткий образ.

opus tessellatum

Эта техника так же используется для оформления фона мозаики, линии располагаются горизонтально или вертикально, как узор кирпичной стены (но не одновременно, это уже будет opus regulatum). На картинке ниже приведен пример Римской мозаики с использованием вертикального способа. При использовании данной техники убедитесь, что ни один элемент не располагается поперек соседних рядов, так как в результате такое расположение будет бросаться в глаза и привлекать внимание.

В независимости от того, какую технику или сочетание техник вы выбрали, не бойтесь экспериментировать и, что немаловажно, получайте удовольствие от процесса создания мозаики, которая в дальнейшем будет радовать вас долгие годы!

Почему покупатели выбирают наш магазин? Читайте отзывы:

§ 14. Технология изготовления мозаичных наборов

Для того чтобы в мозаичных наборах впоследствии не образовывались трещины, шпон должен быть очень сухим.

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри обычно является плоский нож-резак (рис. 46). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частей мозаики.

Рис. 46. Плоский нож-резак

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 47). Лезвие ножа изготовляют из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить перегрева и последующего снижения твердости лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.

Рис. 47. Виды ножей-резаков для резьбы по древесине с режущими кромками и ручками различной формы: 1 — округлая ручка; 2 — граненая ручка; 3 — плоская ручка; 4 — прямолинейная режущая кромка; 5 — округленная режущая кромка

Лезвие заточенного ножа тщательно правят и доводят на брусках и оселках, чтобы режущая кромка была острой, а боковая поверхность — гладкой.

На рисунке 48 изображены приемы выполнения резьбы. Их применяют для вырезания гнезд. Резьбу можно выполнять одной или двумя руками с движением лезвия как к себе, так и от себя.

Рис. 48. Приемы резьбы ножом-резаком: а — резьба одной рукой на себя с наклоном вправо; б — резьба одной рукой на себя с наклоном влево; в — резьба двумя руками на себя; г — резьба двумя руками от себя

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 50, д). Для распиливания шпона используют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. На фоновый шгюн наносят рисунок вставки (гнезда) (рис. 49, а) и вырезают контур резаком (рис. 49, б, в). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 49, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 49, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 49, е). Полученный набор наклеивают на основу.

Рис. 49. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через копировальную бумагу или кальку; 6 — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — разметка и вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки и фона клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 50, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.

Рис. 50. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б— остроугольных фигур; в — окружности; г — закруглений с надрезами; д — двойным ножом по шаблону

При резании шпона из твердых пород вначале по линейке делают неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, потом — с большим нажимом, таким образом перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Чтобы вершины острых углов не обламывались, вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 50, б). Закругления вставок вырезают с учетом направления распространения опережающих лезвие трещин (например, в направлении по стрелкам, изображенным на рисунке 50, в).

При вырезании гнезда, чтобы не растрескивался его контур, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают, врезая в поверхность носок ножа (рис. 50, г).

Если необходимо вырезать множество криволинейных контуров в виде завитков, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 50, 5).

Круги и кольца вырезают циркулем-резаком за несколько проходов круговыми движениями с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах прорезают сначала внутреннюю окружность, а затем наружную.

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис. 51).

Рис. 51. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 52) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают в лист, чередуя полоски разных цветов (рис. 52, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 52, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 52, в).

Рис. 52. Набор шахматной доски: а — склеивание полосок различной тональности; б — склеивание полосок со сдвигом; в — шахматная доска

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют для объемного изображения декоративных наборов паркетного типа (рис. 53). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в расположенных рядом листах шпона.

Рис. 53. Наборы с объемным изображением

Практическая работа № 14

Выполнение мозаичного набора

  1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
  2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
  3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображения.)
  4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

Новые слова и понятия

Нож-резак; мозаичный набор — с косым расположением полосок; шахматный — с объемным изображением.

Красная спальня — 100 фото яркого и стильного дизайна

Спальня это особенное место в доме, в котором можно отдохнуть и расслабится перед грядущим днем.

Большинство людей оформляют спальню в светлых тонах, но есть и такие, которые предпочитают наоборот заряжаться энергией и бодростью, находясь в ней.

К таким любителям и относятся те, кто предпочитают красный цвет спальни.

Комнаты, интерьер которых выполнен в красном цвете просто восхитительны, хоть некоторые люди и утверждают, что этот цвет нагнетает обстановку.

Но ведь использовать насыщенный и яркий алый красный совершенно не обязательно, ведь палитра этого цвета колеблется от коричнево — красного до светло — розового оттенков.

Самое главное – это выбрать тот тон, который подойдет вам по вашему типу характера.

Если вы — девушка — нежная и милая, естественно вам подойдет бледно-розовый оттенок спальни, а красивому, харизматичному и сексуальному мужчине ярко – красный.

Но даже такой яркий цвет тоже можно использовать в бледной спальне – его можно поместить в различные акценты: шторы, подушечки на кровати, занавески, рамки от картин и так далее. Большие сложные поверхности покрываются таким ярким цветом очень редко.

  • Красный цвет в различных стилях
  • Лучшие цветовые сочетания
  • Освещение и мебель
  • Фото дизайна красной спальни

Красный цвет в различных стилях

Красный цвет наиболее раскрывает себя в этническом, английском, восточном, викторианском стилях, а также барокко и в стиле ампир. Тут следует заметить, что использовать предметы одного стиля в другом совершенно нельзя, иначе потеряется весь смысл представленной картины.

Плюс ко всему, не стоит останавливаться на различных оттенках красного, ведь палитра цветов, сочетающихся с ним, просто огромна.

Лучшие цветовые сочетания

Красная спальня в одном цвете будет очень нагружать посетителя, для этого нужно использовать разные цветовые решения. Красный цвет в спальне предпочитает контрастность и очень яркий в соединении светлого и темного.

Очень актуальна в нынешнее время спальня в красно – белом цвете. Главную роль тут играет белый цвет, а второстепенную красный.

Очень красиво смотрятся обои белого цвета и красные моменты на стенах в виде рамок или светильников.

Также очень красиво в этой комнате могут выделиться красные шторы. Бывают случаи, когда именно красный играет главную роль, тогда белые вкрапления просто смягчают напряженную атмосферу.

В маленькой спальне можно покрасить центральную стену у изголовья кровати в красный, тогда комната будет визуально шире и больше.

Только некоторые люди могут выбрать сочетание красного и черного в интерьере своей спальни. Но тут надо быть очень аккуратным, чтобы черно – красная спальня не превратилась в мрачный склеп.

Чтобы этого не произошло, нужно добавить белые или светло – розовый цвет в постельное белье, светильники и так далее.

Освещение и мебель

Просто огромную роль в таком интерьере играет освещение. Чем рассеянней и мягче оно будет, тем уютнее и удобнее будет спальня.

Можно использовать небольшие ночники, точечные светильники или приглушенные торшеры. Если использовать яркое и насыщенное освещение, комната будет весьма неуютной.

Очень сложная и мудреная по конструкции мебель в такой комнате совершенно не нужна. Главное в такой спальне – это кровать, и максимум прикроватные тумбочки и небольшой шкаф или комод.

В таком красном интерьере из материалов активно используется дерево, со своей ненадоедливой коричневатой палитрой.

Очень неплохо выглядит также в таких спальнях и кремовый цвет в мебели, но достаточно простой и лаконичной конструкции. Четкие и ровные линии просто идеальны в таком интерьере.

Если вы все таки решились делать красно — черную спальню, то, пожалуйста, не « переборщите ». Дизайн такой комнаты, несмотря на трудные, жесткие и раздражительные цвета должен получится весьма уютным.

Оцените статью
Добавить комментарий