apostroika.ru

Жилищные сертификаты для военнослужащих.

3.2. Кто, как и на каких условиях выдает ипотечные кредиты для доплаты за приобретаемое по ГЖС жилье?

Высокие цены на недвижимость, а также их резкий и непредсказуемый рост становятся причиной сложного выбора для военнослужащего. Поэтому сама по себе система государственных жилищных сертификатов часто становится неэффективной при наличии значительного роста цен на квартиры.

В сложившейся ситуации иногда единственным является следующий выход – использовать субсидию, получаемую по государственному жилищному сертификату в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту. Так как средств, предоставляемых государством по жилищным сертификатам, недостаточно для приобретения жилья, у участника программы остаются следующие варианты действий:

– приобретать жилье меньшей площади,

– использовать собственные накопления,

– попытаться получить ипотечный кредит.

Желающие приобрести лучшее по тем или иным параметрам жилье могут взять ипотечный кредит, использовав сертификат в качестве первоначального взноса. Такую возможность с этого года предоставляют участвующие в программе банки.

В данном случае ипотека представляет собой вид залога, при котором заложенное имущество (им будет являться приобретаемое жилье) остается во владении залогодателя (военнослужащего). При этом за пользование выданным кредитом банку выплачиваются установленные в кредитном договоре проценты, а также возвращаются заемные средства.

Недвижимость (квартира), приобретенная в кредит, остается в залоге (ипотеке) у банка до полного погашения кредита, хотя формально собственником жилья будет являться военнослужащий. А залогодержателем по данному залогу будет является банк или иная кредитная организация, либо юридическое лицо, предоставившее целевой заем на приобретение квартиры.

Необходимо обратить внимание на то, что ипотека жилых домов и квартир имеет ряд особенностей:

1) не допускается ипотека индивидуальных и многоквартирных жилых домов и квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) ипотека жилого дома или квартиры, находящихся в собственности несовершеннолетних граждан, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, осуществляется в отдельном порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

При выборе военнослужащим жилья для дальнейшего оформления и получения кредита необходимо учитывать оговоренные выше условия.

Таким образом, для получения ипотечного кредита в банке военнослужащему не нужно будет иметь накопления и вносить первый взнос в размере, установленном банком для иных физических лиц (традиционно, именно эта обязанность внести первоначальный взнос, а также его размер – 20-30 % от стоимости приобретаемого жилья – становятся основным препятствием при получении жилищного кредита).

Он как участник подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» может использовать имеющийся у него сертификат в качестве первого, а при имеющейся возможности, и последующих взносов.

Эта возможность предусмотрена п.60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В случае приобретения распорядителем счета (владельцем сертификата) жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств субсидии банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством РФ порядке.

При использовании одновременно жилищного сертификата, собственных средств и ипотечного кредита можно, например, улучшить «качество» жилья или оплатить увеличение площади. Но нужно учесть, что в идеале программа рассчитана на то, что государство гарантирует военнослужащему предоставление денежных средств в размере, позволяющем ему в дальнейшем самостоятельно решить свою жилищную проблему. При этом материальная обеспеченность военнослужащего не должна иметь значения, а использование собственных ресурсов не должно быть обязательным.