apostroika.ru

Туалеты, компосты, утилизация отходов.

Роль региональных и национальных властей.

Региональные и национальные власти создают для утилизации отходов необходимые условия в законодательной, информационной и экономической сфере. При этом создаются законы, требующие от местных властей организацию программ по сбору вторсырья (иногда определенных видов).

Учреждения и предприятия также обязаны собирать отдельно офисную бумагу и другие виды отходов, что предусмотрено законом.

Предприятиям по утилизации отходов (полигонов, свалок и др.) закон запрещает принимать определенные виды отходов (например, листья и ветки).

На организацию программ по раздельному сбору бытовых отходов (планирование программы, маркетинговые исследования, приобретение необходимого оборудования (транспорт, контейнеры)) местным властям и общественным организациям выделяются соответствующие гранты. Также региональные власти могут ввести специальный налог на каждую тонну бытовых отходов, вывозимую на свалку.

Законы устанавливают особые правила обращения с некоторыми опасными отходами. Другая важная задача региональных властей – поддержка экономической состоятельности программ сбора бытовых отходов путем развития рынков для реализации собранных материалов. Иногда исполнение законов о сборе бытовых отходов может оказаться весьма дорогостоящим для местных властей.

Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство является крупнейшим потребителем товаров и услуг. Поэтому распространенный путь поощрения ресурсосберегающих технологий – ориентация государственных закупок на соответствующие продукты.

Эта политика проводится на национальном, региональном и местном уровнях.

Государство должно разработать принципы управления бытовыми отходами:

– бытовые отходы состоят из различных компонентов, следовательно, к ним должны применяться различные подходы;

– все технологии и мероприятия, в том числе сокращение количества отходов, вторичная переработка и компостирование, захоронение на полигонах и мусоросжигание, должны использоваться для утилизации тех или иных компонентов бытовых отходов. Они должны разрабатываться в комплексе и дополнять друг друга;

– систему утилизации бытовых отходов нужно разрабатывать, учитывая конкретные проблемы определенного региона. Базироваться она должна на местных ресурсах. Опыт в утилизации бытовых отходов должен постепенно приобретаться в процессе разработки и осуществления небольших программ;

– комплексный подход к переработке отходов должен основываться на стратегическом долговременном планировании. Нужно быть готовым к возможным изменениям в составе и количестве бытовых отходов и доступности технологий утилизации;

– необходимым элементом любой программы по решению проблемы утилизации бытовых отходов является участие городских властей, а также всех групп населения.

Только комбинация нескольких взаимодополняющих программ и мероприятий, а не одна технология (пусть даже самая современная), может способствовать эффективному решению проблемы утилизации твердых бытовых отходов.

Можно с уверенностью сказать, что не существует единого универсального метода утилизации бытовых отходов, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. К сожалению, в России недостаточно разработана централизованная государственная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов. При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы утилизацию.

В России сегодня нужно заниматься экологическим воспитанием и просвещением, чтобы прежде всего изменить отношение самих людей к охране окружающей среды, к проблеме утилизации отходов. Кроме того, необходима соответствующая законодательная база, способствующая изменению подходов к вопросам переработки мусора, а также применению современных технологий.