apostroika.ru

Туалеты, компосты, утилизация отходов.

Экономические моменты в процессе утилизации отходов.

Важную роль в утилизации мусора может сыграть экономическая сторона. Городская администрация должна принимать обоснованные и подходящие для конкретной местной ситуации решения по передаче части или всего комплекса работ по сбору и утилизации отходов в руки частных коммерческих предприятий. Общественные экологические организации, в свою очередь, должны будут выработать позицию по отношению к этому явлению.

Государственные учреждения, занимающиеся вывозом бытовых отходов, обычно работают неэффективно из-за отсутствия конкуренции. Так как финансирование этих учреждений происходит из городского бюджета (средств в котором не всегда хватает), проблемы решаются самым дешевым, но не самым лучшим способом – складированием. Яркий пример тому – нынешнее состояние российских городских свалок.

Частные же предприятия не нужно финансировать из городского бюджета и с них можно требовать выполнения всех экологических норм. Благодаря конкуренции работа частных предприятий будет намного эффективнее.

Но здесь существует и отрицательный момент. Можно предположить, что цена переработки отходов для населения значительно возрастет, так как частное предприятие будет стараться извлечь прибыль из утилизации отходов и должно будет платить налоги.

Необходимо введение дифференцированной платы за вывоз (утилизацию) отходов. Плата будет зависеть от количества вывозимого мусора, что создаст мощный стимул к сокращению количества бытовых отходов, отправляемых на свалку. Население будет гораздо охотнее собирать и сдавать вторсырье, если за выбрасывание отходов нужно будет платить. Из-за слишком высоких цен за утилизацию отходов может возникнуть проблема незаконных свалок.

Для местных властей положительным аспектом введения платы за мусор является вовсе не то, что в муниципалитет поступают необходимые средства: население в любом случае заплатит за мусор (плата в виде местных налогов или большая, но одинаковая плата за мусор). В данном случае введение платы за мусор заставляет население понять, к каким издержкам ведет потребительское поведение каждого отдельного гражданина.

К сожалению, практически все программы извлечения вторсырья экономически невыгодны из-за высоких цен за перевозку отходов на свалку. Но чтобы каждый отдельный гражданин принимал в этом активное участие, совершенно недостаточно того факта, что с точки зрения общественных издержек переработка мусора выгоднее свалок. Этот факт еще нужно довести до населения, а дифференцированная плата за мусор оказывается «экономическим каналом» для такой информации.

Дифференцированная плата за мусор обычно зависит от объема вывозимого мусора. В этом случае можно учитывать количество мусорных баков (при условии, если они стандартного объема), а затем выставлять счет. Но чаще эта проблема решается по-другому – муниципалитет продает специальные мусорные мешки (или в некоторых случаях наклейки на пакеты), в цену которых входит стоимость вывоза, а затем граждане собирают мусор в такие мешки. Иногда с населения взимается фиксированная плата за год и выдается определенное количество мешков или наклеек, а в случае превышения этого количества мешки покупаются дополнительно.

В некоторых населенных пунктах, где дворовые отходы составляют значительную часть потока мусора, вводят дифференцированную плату не за весь мусор, а только за дворовые отходы. По данным некоторых муниципалитетов, при введении дифференцированной платы количество мусора только за счет сокращения отходов уменьшается на 18 %.

Около 30 % отходов по весу и 50 % по объему составляют различные упаковочные материалы; 13 % веса и 30 % объема упаковочных материалов составляет пластик; в настоящий момент абсолютное количество пластиковых отходов в развитых странах удваивается каждые 10 лет.

Чтобы у большинства граждан был стимул собирать бытовой мусор, важно, чтобы фиксированная сумма оплаты не была слишком большой. Кроме того, нужно четко просчитать количество необходимых населению мешков для мусора, так как, если граждане останутся к концу года с пустыми, но оплаченными мешками (а ведь вернуть за них деньги обратно они не смогут), это не прибавит авторитета муниципалитету. Бытовые отходы, собранные в специальный контейнер, должны вывозиться совершенно бесплатно или за меньшую плату.

Иногда высокая дифференцированная плата за вывоз мусора побуждает жителей индивидуальных домов самих компостировать свои дворовые отходы, что сокращает количество мусора, вывозимого государственными службами. Дифференцированная плата за мусор также стимулирует сокращение отходов. Она оказывает влияние на потребительское поведение и побуждает к повторному использованию вещей (вещи можно починить, продать или передать благотворительной организации, вместо того чтобы выбросить).

Существуют различные причины, которые влияют на снижение объемов бытового мусора при дифференцированной плате. Некоторые считают, что уменьшение объема мусора может быть вызвано тем, что мусор в мешках плотнее утрамбовывается. Другие, что плата за вывоз вынуждает граждан выбрасывать мусор нелегально, сжигать его в заднем дворе и т. д. Во многих случаях именно этот факт, а не сокращение бытовых отходов, отражается в отчетах о снижении веса собираемого мусора.

Действительно, некоторым недобросовестным гражданам кажется экономически выгодным нелегально избавляться от мусора. Обязательно кто-то так и будет поступать. Но сейчас, к сожалению, нет ни одного абсолютного рецепта, а разные элементы программы утилизации мусора призваны поддерживать и помогать друг другу. Поэтому очень важно, чтобы введение платы за объем мусора проводилось параллельно с активным распространением информации о способах сокращения отходов, и гражданам предоставлялась возможность избавиться от части мусора бесплатно или за меньшую плату. То есть важно, чтобы городские власти рассматривали дифференцированную плату не как отдельно взятый способ покрыть издержки на вывоз мусора, а как один из путей решения проблемы мусора.

Привлекая общественность к активному участию в программах сбора вторсырья, следует придерживаться нескольких принципов:

– начинать нужно с малого. Извлечение вторсырья должно начинаться с небольших проектов. Это необходимо, чтобы набраться опыта и разработать организационную схему. Для проектов, предусматривающих активное участие населения, это важно вдвойне. Механизм принятия населением любого новшества примерно одинаков. Сначала новшество принимает относительно небольшая группа лидеров в соответствующей области, а затем оно постепенно осваивается общественностью. Начав с пробного проекта, нужно дать населению возможность втянуться в процесс естественным образом (даже если впоследствии планируется сделать участие в программе обязательным). Если возможно, лучше, чтобы в пробном проекте приняли участие именно активисты (лучше около 400 заинтересованных людей с разных концов населенного пункта, а не квартал с населением в 400 человек);

– начинать нужно заранее. Население должно быть вовлечено в программу и информировано уже в процессе принятия решений, а также должно принимать участие в выборе альтернатив по переработке бытовых отходов в населенном пункте. Вовлечь население в выполнение принятых решений очень непросто, особенно если решения были приняты без участия граждан. Начав же достаточно рано, можно получить обратную связь от населения в процессе планирования программы. Оптимальный срок начала распространения информации о конкретном проекте по сбору вторсырья – за 2–3 мес до его начала или даже еще раньше;

– нужно вовлекать в процесс утилизации мусора общественные организации. Представители влиятельных организаций должны войти в общественный комитет, который будет координировать программу и участие общественности в ней.

Необходимо сформулировать четкую позитивную программу обращения к населению. В ней население должно получить ответы на вопросы:

– зачем нужна вторичная переработка мусора;

– какую пользу она принесет конкретному микрорайону и его жителям;

– где и когда будет собираться вторсырье;

– как приготовить материалы к сбору.

Ответы должны быть ясными и краткими. Обычно (особенно если уже проводилась предварительная разъяснительная работа) часть людей не нуждается в том, чтобы их убеждали. Им нужно только четко объяснить, что и как следует делать. Программа должна быть позитивной – акцент необходимо делать на последующих выгодах от участия (даже если программа обязательна для граждан), а не на наказаниях за неучастие.

При реализации программы необходимо соблюдать следующие условия:

– местные власти должны организовать четкую регулярную работу служб вывоза, сбыта и переработки бытовых отходов. Любые сбои и нарушения расписания дискредитируют программу:

– расписания, правила и условия должны изменяться как можно реже;

– необходимо очень внимательно отнестись к деталям – мелкие удобства (или неудобства) – такие, как количество контейнеров для бытовых отходов, – могут сильно изменить степень участия населения в этих программах;

– процесс работы с общественностью должен быть непрерывным. Нужно постоянно подогревать интерес населения к программе. Одного объявления или одноразового сообщения по радио будет явно недостаточно для вовлечения населения.

Кроме того, иногда после какого-то периода работы с общественностью следует производить оценку проделанной работы и, если нужно, корректировать свою деятельность.