По завершении нарезки резьбы, изгибания труб и раскладывания их в необходимом порядке по пути трубопровода, подготовки в достаточном количестве переходных элементов (сгонов, муфт, уголков, тройников и крестовин), закрепления при необходимости в стенах крюков для поддержки трубопровода можно говорить о том, что все требуемые приготовления для сборки коммуникаций завершены.
Прокладку коммуникаций начинают непосредственно от местоположения прибора-потребителя, например крана, и двигаются по направлению к точке подсоединения к магистральной линии основного трубопровода. На первую трубу накручивается муфта до заклинивания ее на сбеге резьбы трубы, после чего в муфту вкручивают вторую трубу, что также нужно сделать до упора, и так по цепочке до последнего фитинга.
Там, где трубопровод поворачивает на 90°, нужно накрутить не прямую муфту, а уголок, на участке, где отводится дополнительная линия (пасынок) – тройник, а в месте примыкания двух пасынков накручивается крестовина.
Недостатком трубопровода, проложенного таким цепным способом, является то, что он неразборный, что может доставить массу хлопот, если возникнет необходимость дополнительной подводки коммуникаций к какому-либо прибору-потребителю или осуществления замены отдельного участка трубы.
Чтобы в подобных ситуациях избежать полной разборки трубопровода, рекомендуется в нескольких местах сделать соединения не только с помощью одних муфт, но и с помощью муфт и сгонов. Достаточно будет одного соединения на каждое помещение, где проходит трубопровод, и желательно в местах потенциальной дополнительной подводки еще одного потребителя (например, если в дальнейшем возникнет необходимость подключить автоматическую стиральную машину).
Сгон представляет собой короткий отрезок трубы, на одном конце которого нарезана резьба обычной длины, а на другом значительно длиннее, при этом на конец сгона с длинной резьбой заранее накручивается контргайка и муфта.
Перед навинчиванием на трубу муфты, уголка, тройника или крестовины на нити резьбы накручивают уплотнитель по направлению резьбы. Осуществляется это следующим образом. Держа трубу в левой руке, уплотнитель накручивают по направлению от себя. Если удобнее держать трубу в правой руке – уплотнитель крутят на себя. На крайние 2–3 нити уплотнитель не накручивают, так как в этом случае будет неудобно стыковать детали. В качестве уплотнителя традиционно используют пряди пеньки или льна, а в системе отопления и горячего водоснабжения – термостойкую ленту ФУМ.
Для повышения степени герметичности пряди уплотнителя можно прокрасить масляной краской. Однако в таком случае следует иметь в виду, что разбирать соединение будет затруднительно.
Прежде чем осуществить заключительный этап сборки, необходимо проверить несколько раз и убедиться, что все подобрано верно и все детали исправны. Дело в том, что муфты на трубы или трубы в муфты можно только вкручивать, и это необратимое действие: обратный ход ведет к деформации уплотнителя и может вызвать течь трубопровода.
Если используется сгон с уплотнителем на длинной резьбе, следует накручивать уплотнитель под муфту. Приступая к закручиванию контргайки, ее нужно подогнать к муфте на расстояние около 5 мм. Затем на резьбу сгона между муфтой и контргайкой нужно накрутить уплотнитель и подкрутить контргайку вплотную к муфте – такое соединение уже не даст течь.
Все перечисленные операции с трубами (раскрой, изгибание, нарезка резьбы и соединение отрезков труб между собой) являются общими. Однако каждая коммуникация, будь то система отопления или водопровод, имеет свои индивидуальные особенности.
Кран с прокладкой представляет собой стальной или латунный корпус различной формы с носиком-изливом с одной стороны и резьбовым патрубком для подключения проводящей трубы – с другой. Корпус крана предназначен для того, чтобы повернуть поток воды под углом и заставить его проходить через круглое отверстие, называемое седлом и имеющее плоскую ступеньку по окружности. К седлу примыкает прокладка клапана, перекрывающая доступ воде. В корпус крана ввинчен рабочий узел – головка (рис. 29), состоящая из нескольких деталей. Именно она переводит вращение маховика в возвратно-поступательное движение.
Рис. 29. Головка крана: 1 – втулка; 2 – шток; 3 – набивка сальника; 4 – резьба штока; 5 – клапан с прокладкой; 6 – седло клапана.
Корпус головки изготавливается из стали или латуни или же из металлокерамики. Головка закрепляется в корпусе крана с помощью резьбы. Движение штока с клапаном обеспечивает другая резьба, находящаяся внутри самой головки. На штоке жестко закрепляется клапан с прокладкой, в хвостике штока имеется отверстие с внутренней резьбой, которая предназначена для болта, соединяющего его с маховиком. Таким образом, маховик, шток и клапан являются единой конструкцией. Вращение маховика открывает или закрывает кран, а также регулирует напор воды. Пространство возле штока – сальник, в который укладывается уплотнитель, поджимающийся со стороны маховика специальной втулкой.
Краны с керамическими дисками обладают более совершенной конструкцией головки, чем краны, описанные выше.
В такой головке отсутствуют вертикальные перемещения. Открывание происходит за счет совмещения просветов в 2 притертых друг к другу дисках. Когда кран закрыт, плоскость верхнего диска перекрывает отверстие нижнего. Рабочий ход маховика более укороченный, в отличие от крана с прокладкой, следовательно, необходимость выкручивать маховик, чтобы полностью открыть или закрыть кран, исчезает (рис. 30).
Рис. 30. Головка крана с керамическими дисками: 1 – притертые керамические диски; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – механизм поворота; 4 – регулирующая гайка; 5 – поворотный цилиндр из самосмазывающейся пластмассы.