apostroika.ru

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома.

Проект.

Изготовление мебели, как и большинство других начинаний, например строительство, начинается с разработки проекта. Кому-то это может показаться пустой затеей, поскольку вроде бы достаточно мысленно представлять тот предмет, который должен в итоге получиться. На самом деле тщательно продуманный проект поможет не только сократить продолжительность работ, но и избежать ошибок, которые могут обернуться тратой средств (хорошо, если не очень значительных). Проектирование мебели имеет длительную историю. Если попытаться проследить ее, можно заметить, как эволюционировали конструкции, изменялись и совершенствовались приемы и способы обработки древесины вслед за развитием технологии.

Конечно, это не случилось в одночасье, большинство столяров работали так, как трудились их предшественники. Но всегда находились те, кто предлагал новые решения и конструкции, которые только после проверки временем становились достоянием остальных. Если вы только начинаете путь столярных дел мастера, то вряд ли стоит рекомендовать второй путь. Однако не следует ограничивать себя в плане изобретательства. Развивая оригинальность мышления, не стоит отказываться от опыта, в процессе которого можно понять, как может показать себя тот или иной материал, насколько функциональным будет полученное изделие, как избежать трудностей и пр.

Ретроспектива.

В последние годы властвования стиля Директории спинки и подлокотники кресел приобрели s-образный изгиб, популярными становятся канапе, у стульев появились ажурные спинки. Основными обивочными материалами были однотонное и полосатое сукно, иногда шелк и кожа.

Удобство мебели зависит от размеров ее элементов, обусловленных функциональными связями, которые устанавливаются в системе «человек – мебель» и проявляются как в статике (стоя, сидя, лежа), так и в динамике при выполнении различных функций и эксплуатации. Анализ подобных связей является предметом эргономики, которая занимается тем, что в процессе разработки размеро– и формообразования мебели опирается на сведения, полученные прежде всего в таких областях, как антропометрия, физиология, гигиена труда и пр.

Ретроспектива.

Стиль ампир – высшая точка, а вместе с этим и завершающий аккорд классицистического направления, зародившегося во 2-й половине XVIII в. Вызванный к жизни идеями Просвещения классицизм был первым искусственным (то есть возникшим не стихийно, а в результате планомерного изучения и культивирования античных образцов) стилем, но вместе с тем и первым проявлением эклектизма.

Для создания проекта мебели необходимо знать среднестатистические размеры и пропорции человеческого тела, а также учитывать те положения, которые люди могут занимать в пространстве (рис. 77).

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 77. Антропометрические данные в состоянии покоя, в движении и при эксплуатации мебели (размеры указаны в сантиметрах).

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 77 (прожолжение). Антропометрические данные в состоянии покоя, в движении и при эксплуатации мебели (размеры указаны в сантиметрах).

С учетом этих сведений большая часть предметов мебели подчиняется определенным стандартам. Например, оптимальные размеры кухонной мебели представлены на рис. 78, только при этом условии будет удобно пользоваться полками, стеллажами и т. п., то есть мебель будет функциональной.

Функциональность – это степень соответствия предмета мебели (и не только) его непосредственному назначению. Сюда входят рациональные размеры, степень комфортности и др.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 78. Оптимальные размеры мебели для кухни.

Конечно, если предмет создается для конкретного человека или группы людей (например, для детей), то в проект должны быть внесены соответствующие изменения, чтобы удовлетворять именно их нужды.

Не менее важным является адаптивность предмета мебели, под которой подразумевается возможность адаптировать (приспособить) его в соответствии с изменяющимися требованиями, что в результате увеличивает полезность. В качестве примера можно привести книжный шкаф с регулирующимися полками, которые могут быть переставлены при возникновении такой необходимости, что гораздо удобнее, чем если бы они были жестко зафиксированными.

Ретроспектива.

В предреволюционный период античные элементы вводились в мебельное искусство, в то время как после революции превалировало подражание римским формам. Во время правления Наполеона классицизм трансформировался в официально пропагандируемый и насаждаемый сверху стиль – ампир, апогей развития которого пришелся на 1804–1813 гг.

Чтобы предмет мебели долго и хорошо выполнял свои функции, он должен быть правильно сконструирован. Это значит, что он должен быть рассчитан на определенные нагрузки (например, стул должен выдерживать ваш вес, не деформируясь и не рассыпаясь); быть рациональным по использованию материалов; иметь устойчивую конструктивную схему, оптимальные размеры и сечения деталей и узлов. Данное положение можно пояснить на конкретном примере. Рассмотрим обычный шкаф. Места сопряжения его деталей подвержены боковому воздействию, что может привести к перекосу рамы. Чтобы этого не случилось, жесткость конструкции придадут жесткая задняя панель и уголки, предотвращающие смещение в сочленениях. Аналогичную функцию будут выполнять опорные бруски для полок и т. д.

В конструкции мебели обязательным является обеспечение ее устойчивости и надежности. Например, при изготовлении стула непременно нужно принять во внимание то, что кому-либо захочется покачаться на его задних ножках. Он устойчив до тех пор, пока перпендикуляр, опущенный из его центра тяжести, не выходит за площадь, которая ограничена точками опоры ножек. При изменении этого положения стул потеряет устойчивость. Во избежание подобной ситуации его задние ножки обычно делают слегка отклоняющимися снизу назад, что позволяет ему сохранить устойчивость при незначительном наклоне.

Другой пример: шкаф, оснащенный тяжелыми дверями, будет стремиться опрокинуться при открывании, поэтому их конструируют раздвижными, а не навешивают на петли.

Кроме того, при разработке проекта следует избегать каких-либо травмоопасных деталей вроде острых углов, выступающих ручек и т. п.

Ретроспектива.

Сущность стиля ампир напрямую вытекает из самого его названия (от франц. empire – «империя»). Первый французский император хотел видеть вокруг себя роскошь и блеск, которые сопровождали римских императоров. На смену демократичности стиля Директория пришли торжественное великолепие и театральность ампира. Вместе с ним искусство приобрело монументальность и размах.

Все представленные выше факторы должны учитываться независимо от того, какой именно материал для реализации своего проекта вы избрали. Однако следует помнить, что прочность, долговечность и экономичность изделия определяются именно материалом. Если вы предпочли дерево, то нужно принимать во внимание, что в результате температурно-влажностного режима древесина может сжиматься (усыхать) или разбухать (расширяться), а в итоге коробиться и трескаться. Необходимо предложить такое конструктивное решение, при котором данные изменения не отразятся на изделии. Например, цельная доска в ширину изменяется заметнее, чем в длину. Чтобы эти изменения были одинаковыми и не деформировали конструкцию, например, шкафа, необходимо при изготовлении коробки все 4 доски соединить так, чтобы волокна древесины были ориентированы в одну сторону. Это необходимо учесть еще на стадии проектирования.

Последнее, что категорически нельзя не принимать во внимание, – это эстетичность изделия. Внешний вид мебели, безусловно, должен быть привлекательным с точки зрения пропорций, механических приспособлений, размеров, цвета и отделки. Хотя и говорят, что функция определяет форму, все не так однозначно.

Ретроспектива.

Освоение античного наследия приобрело характер непосредственного заимствования. Поверхность корпусной мебели начали покрывать колоннами и карнизами. В декор мебели для сидения вводились сфинксы, грифоны и прочие заимствования из Античности. Но при этом органичного сочетания было невозможно добиться, поэтому ампир в некотором роде можно считать возвратом к прошлому, то есть шагом назад.

В заключение необходимо нарисовать эскиз и начертить на его основе простейший чертеж, чтобы иметь представление о конструкции предмета. Желательно также указать выносные элементы (шиповые соединения, сложные профили и пр.) и изобразить их в увеличенном виде.

После этого составьте спецификацию, в которую нужно обязательно включить детали, изготавливаемые из различных материалов (массива дерева, фанеры, металла, пластика и пр.), крепеж и фурнитуру, которые необходимы для данного предмета мебели. Подготовившись подобным образом, можно приступать непосредственно к изготовлению полки, стеллажа и т. п.