apostroika.ru

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома.

Склеивание древесины.

При изготовлении мебели для соединения деталей наиболее часто используется склеивание, которое позволяет из обычного или маломерного материала создавать конструкции и детали любых размеров и форм, которые не столь подвержены деформации, как выполненные из массива. Более того, клеевые соединения не утяжеляют конструкцию, обладая при этом высокими прочностными характеристиками.

Наконец, в некоторых случаях, например при облицовывании, это является единственным способом соединения материалов.

Ретроспектива.

Новинки появились и в мебели для сидения, например так называемый стул Строцци. Он состоял из доски-сиденья, высокой спинки и трех наклонных ножек. Еще одним новшеством был стул с четырьмя ножками, ставший основой для кресла, сиденье и спинка которого были обиты кожей. Кроме того, по-прежнему использовалось складное кресло.

Итак, выделяются следующие виды такого рода фиксации (рис. 67):

1) склеивание брусков и досок пластями (по толщине), в результате чего образуется блок;

2) склеивание досок и плит кромками (по ширине) в щиты;

3) склеивание шпона при одновременном гнутье, благодаря чему изготавливаются гнутоклеевые детали;

4) склеивание заготовок из малоценного материала и облицовывание шпоном;

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 67. Разновидности склеивания древесины: а – блочное; б – щитовое; в – гнутоклеевое; г – облицовывание брусков; д – облицовывание щитов; е – облицовывание шиповых соединений.

5) склеивание брусков и листов фанеры (ДВП) в пустотелые щиты со всевозможными наполнителями;

6) склеивание шиповых соединений.

Заготовки склеиваются по толщине и ширине не только для того, чтобы получить массивную плиту необходимого размера. К этому способу можно прибегать и тогда, когда нужно использовать маломерные заготовки древесины, что существенно экономит материал.

Для подготовки к склеиванию их поверхности надо выровнять строгальным инструментом (ручным или электрическим рубанком либо стругами), а потом уложить на бруски таким образом, чтобы соприкасающиеся кромки максимально плотно примыкали друг к другу. Их можно прифуговать, добиваясь максимального прилегания. Ширина заготовок определяется дальнейшим использованием плиты. Если предполагается их облицовка, то отношение толщины заготовок к ее ширине должно составлять не более 2: 3. Это условие необходимо соблюдать, так как в противном случае готовое изделие может покоробиться. Если плита предназначена для прозрачной отделки, при которой текстура древесины хорошо просматривается, то ширина заготовок может составлять 60-100 мм. При этом нужно следить за направлением годичных слоев.

Склеивание можно совместить с гнутьем, чтобы получить криволинейные заготовки. В домашних условиях для этого можно использовать планки из массивной древесины толщиной 3–5 мм, фанеры или брусков толщиной 20 мм (в последних нужно обязательно заранее проделать продольные пропилы).

Ретроспектива.

Словом barocco, которое в переводе с итальянского означает «раковина вычурной формы», был назван стиль, ставший закономерным продолжением эпохи Ренессанса. Для него характерны повышенный динамизм и особый ритм кривых линий. Помпезные формы барокко прежде всего воплотились в культовых сооружениях. Особенно он понравился иезуитам, поэтому его часто называли «стилем иезуитов».

Гнутоклеевые заготовки бывают с незамкнутым или замкнутым контуром. При изготовлении первых нужно сделать следующее: делянки, которые подлежат склеиванию, покрыть клеем, положить на жесткий шаблон в виде незамкнутого контура и зафиксировать струбцинами. После того как клей отвердеет, делянка сохранит приданную ей форму.

Для вторых подберите или изготовьте, например из ДСП, разъемный шаблон соответствующей формы (в виде овала, круга и пр.). После выкладывания первой делянки, например, из фанеры (изгиб поперек волокон, наружные слои фанеры сохраняют прямолинейность), стыки зафиксируйте шпильками (крепеж, напоминающий гвозди, у которых отсутствуют шляпки).

Ретроспектива.

В барокко изменился характер начальных геометрических форм. На смену кругам пришли овалы и спирали. Горизонтальная поверхность разбилась выпуклостями и вогнутостями, а линии ломались и изгибались. Введение таких новшеств в мебельное дело было сопряжено со значительными трудностями, поскольку гнутье древесины связано с достаточно большими трудностями, так как приходилось дополнительно обрабатывать неровности и шероховатости. Этим объясняется обилие лаковых изделий в технике барокко.

Далее смажьте ее клеем, положите вторую делянку и зажмите струбцинами. Когда клей затвердеет, выполните следующий слой, причем каждый из них должен перекрывать стыки предыдущих. Здесь придется обратиться к геометрии и учесть, что длина первого слоя определяется по формуле L = ϖD, а всех последующих – Ln = ϖ(D + 2tn), где tn – толщина всех предыдущих слоев.

Чтобы снять заготовку, выбейте клинья и стальные пластины, которыми скреплялся шаблон. Все сказанное выше наглядно показано на рис. 68.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 68. Изготовление гнутоклееных элементов: а – открытого контура; б – закрытого контура; 1 – делянка; 2 – шаблон незамкнутого контура; 3 – струбцина; 4 – шаблон замкнутого контура; 5 – стальная пластина; 6 – клин; 7, 8 – делянки; 9 – шпильки.

Для обеспечения давления при склеивании шиповых соединений используются:

1) упругая деформация древесины как шипа, так и проушины, которая создается при посадке с натягом. При этом древесина шипа сжимается, а проушины – расширяется. В результате этого возникают направленные перпендикулярно к поверхностям усилия, которые и сохраняют фиксацию. Подобные соединения не нуждаются в прессовании. Однако следуют соблюсти достаточную точность при выпиливании, поскольку при большом зазоре между шипом и проушиной крепление получается ослабленным и требующим вставления между сопрягаемыми элементами кусочка шпона; при избыточном натяге клей стекает вниз, шип распирает проушину, что в итоге приводит к тому, что поверхности склеиваются только у основания шипа. Такие соединения необходимо запрессовывать;

2) фиксация с помощью струбцины.

Соединения «ласточкин хвост», ящичные, на вставную рейку и на шкантах осуществляются без прессования, поскольку в этих случаях достаточно очень точно обработать сопрягаемые поверхности.

Технологически процесс склеивания состоит из следующих последовательно выполняемых операций:

1) подготовка деталей или шпона;

2) приготовление клея;

3) нанесение его на поверхность деталей (заготовок);

4) открытая выдержка, в течение которой клей впитывается;

5) закрытая выдержка, при которой заготовки наложены друг на друга, и запрессовывание деталей (заготовок) в сжатом состоянии до тех пор, пока клей не схватится;

6) выдержка деталей (заготовок) после распрессовывания.

Клей, нанесенный на поверхность детали, проникает в меж– и внутриклеточные пространства древесины и отвердевает там, соединяя две поверхности множеством тончайших связей. Его количество не должно быть ни слишком толстым.

(склеиваемые поверхности будут неплотно прилегать друг к другу), ни чересчур тонким (такое склеивание называется «голодное», так как между поверхностями образуется очень мало нитей), поскольку в обоих случаях прочность изделия становится хуже. Время выдержки зависит от используемого средства.

Ретроспектива.

Непременной практикой мастеров-мебельщиков стали фанерование и техника деревянного набора. Архитектурные формы в мебели в эпоху барокко вводились без особой строгости и последовательности, одновременно порождая пренебрежительное отношение к специфике материала. В отношении каркасной мебели (кресел, стульев, диванов и др.) также наблюдался отход от прямых линий к изогнутым. Барочная мебель становилась по-домашнему уютной. Новинкой стиля стала изогнутая ножка, которая была актуальной в течение столетия.

Для глютиновых клеев это определяется температурой деталей (заготовок) и воздуха в помещении. При температуре ниже 25 °C он густеет и перестает смачивать поверхность, при соответствующей температуре время выдержки составляет 4–5 минут, а в случае подогрева этот период увеличивается до 25 минут.

Для синтетических клеев время выдержки не превышает 25–30 минут. Увеличивать его не следует, так как средство может частично отвердеть.

Немалую роль играет и качество клея, который может иметь синтетическое или животное происхождение. К первой группе относятся глютиновые и казеиновые клеи, а ко второй – клеи на основе карбамидо– и меламиноформаль-дегидных (термореактивных) и поливинилацетатных (термопластичных) смол (ПВА). От того, какое средство используется, зависит то, какое его количество потребуется для выполнения склеивания. Установлено, что соединение бывает качественным, если на 1 м2 поверхности расходуется определенное количество клея:

1) глютинового – 200–350 г;

2) казеинового – 160–280 г;

3) карбамидоформальдегидного – 140–200 г;

4) фенолформальдегидного – 160–250 г.

Кроме того, необходимо учесть, что при склеивании шиповых соединений, полуторцовых поверхностей и в том случае, если оно сопровождается гнутьем, расход клея увеличивается на 50 %.

Ретроспектива.

На смену барокко с его величавостью и декоративностью пришел стиль регентства. Его временные рамки примерно совпадают с теми годами, когда Филипп Орлеанский был регентом при короле Людовике XV (этим и объясняется название стиля). У него не было каких-либо ярких характерных черт, поскольку одни из них можно отнести к барокко, другие – к развившемуся чуть позже рококо.

Для обеспечения плотного прилегания деталей (заготовок), которые могут иметь неровности, используются различные приспособления.

В домашних условиях чаще всего применяются струбцины, благодаря которым поверхности контактируют по всей их площади. На предприятиях для этого предназначены прессы, ваймы и пр.

Необходимо сказать, что при использовании жидкого клея давление не должно быть избыточным, так как это может привести к тому, что часть состава выдавится, его слой уменьшится, а прочность соединения снизится.

При применении густого клея давление на соединение может быть большим, поскольку в противном случае его слой будет довольно толстым, что негативно скажется на качестве соединения. Оптимальная толщина составляет – 0,08-0,15 мм.

Ретроспектива.

Типичным для интерьера стал дух утонченности, камерности и интимности. Так как появилось отдельное помещение для работы, секретер был заменен письменным столом. Салоны обставлялись более непринужденно, например стулья и кресла расставлялись вокруг столиков. Интерьеры хотя несколько и уступали барочным, тем не менее оставались великолепными, поэтому на этом фоне мебель отодвигалась на второй план.

Продолжительность прессования зависит от клея. Если для соединения холодным способом применяется глютиновый, казеиновый, карбамидный или эпоксидный клей, достаточно 4–6 часов, а для поливинилацетатной дисперсии нужно, как минимум, 2 часа. Время выдержки после прессования составляет не менее 1 суток, по истечении которых детали или заготовки можно подвергать дальнейшей обработке без опасения разрушить их.

К глютиновым относятся костный (производится в виде плиток) и мездровый (в виде плиток и чешуи) клеи. Чтобы приготовить состав, клей (обязательно в измельченном виде) залейте холодной водой и оставьте на 6—12 часов для набухания. Образовавшееся желе, в котором не должно быть твердого остатка, поставьте в клеянку и варите на водяной бане (температура – 60–70 °C) примерно 30 минут, регулярно помешивая.

Клеянка представляет собой емкость, состоящую из двух сосудов – для клея и воды (рис. 69).

Чтобы проверить качество полученного клея, нужно дать ему стечь с мешалки. Если это происходит медленно, а струя однородная и ровная, то все в порядке. Жидкий клей стекает быстро, поэтому в него следует добавить мел или каолин (10–15 % от общей массы). В стекающий сгустками клей нужно влить воду и варить еще 15–20 минут.

Количество клея должно быть таким, чтобы его можно было использовать за 2 суток. Хранить его следует при температуре не более 10 °C.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 69. Клеянка: а – общий вид; б – самодельная клеянка; в – схема: 1 – емкость для клея; 2 – емкость для воды.

Ретроспектива.

Мебель приобрела грациозные формы. Наиболее часто встречающимися орнаментальными мотивами были гротеск, завитки, переплетение и пр. На мебели сказалось и увлечение Востоком: в качестве элементов декора использовались стилизованные листья пальмы, веера, зонтики и т. п. Мотив раковины стал еще более затейливым, явно предсказывая появление рококо. Все чаще для изготовления мебели применялись экзотические породы деревьев.

Для того чтобы приготовить казеиновый клей, в воду всыпьте порошок или гранулы (соотношение клея и воды составляет 1: 1,7–2,3), перемешайте до образования однородной массы сметанообразной консистенции и применяйте по назначению. Полученное средство не подлежит длительному хранению, поэтому его следует израсходовать за 4–6 часов, после чего он густеет и становится непригодным.

Клей на основе карбамидной синтетической смолы называется карбамидным, например УКС, М-60, М-70. Он применяется для склеивания деталей (заготовок) холодным способом. Предварительно его нужно смешать с отвердителем (хлористым аммонием и т. п.), количество которого должно составлять от 0,5 до 25 весовых частей относительно веса смолы. Поскольку жидкие карбамидные смолы долго не хранятся, они продаются в сухом виде. Такой клей не предназначен для соединения элементов изделий, которые подвергаются переменным нагрузкам (например, для стульев и др.), так как дает хрупкий клеевой слой. Но его можно улучшить, если ввести поливинилацетатный клей (примерно 15–25 частей).

В архитектуре рококо преобладают постройки более интимного характера, отсюда будуары. Интимные кабинеты и пр. Стиль рококо последовательно отобразился в декорировании интерьеров. Зеркала, позолота, лепнина были призваны деформировать их структуру. Архитектоническое начало уступало место декорированию.

Ретроспектива.

Во второй половине XVIII в. роскошное барокко сменяется искусством рококо. Его нередко называют стилем Людовика XV, поскольку оно возникло в период правления этого короля.

Поливинилацетатная дисперсия – это йодный состав, в котором равномерно распределены частицы полимера. Ее недостатками являются низкие водо– и теплостойкость, поэтому клеевое соединение при повышенной влажности и температуре более 70 °C резко теряет свою прочность. Если в дисперсию добавить карбамидный клей (4–6 весовых частей), то ее характеристики можно улучшить.

Для склеивания деталей хорошо зарекомендовал себя эпоксидный клей, относящийся к двухкомпонентным средствам и пригодный практически для всех мебельных соединений. Но он является достаточно дорогостоящим.

При соединении клей нужно наносить кистью на одну из поверхностей, хотя есть и исключения из этого правила, в частности им могут смазываться обе торцевые поверхности, если они сильно впитывают клеевой состав.

Ретроспектива.

В этом периоде возросло восточное влияние, в первую очередь китайское. Изящные предметы с изысканным декором, типичные для китайских мастеров, как нельзя лучше гармонировали со стилем рококо. В середине XVIII в. увлечение, как тогда говорили, «китайщиной» достигло своей высшей точки.