apostroika.ru

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома.

Разновидности столярных соединений.

В отличие от современной мебели из пластмассы, которую можно изготовить целиком, деревянная мебель собирается из отдельных деталей, поэтому столяру необходимо уметь их скреплять. Качество столярного соединения – показатель мастерства столяра, поскольку для этого необходимо иметь опыт, владеть определенными навыками и приемами работы с различными инструментами. Но важно не только правильно его выполнить, но и суметь выбрать именно тот вариант, который будет оптимальным для данного предмета. Это означает, что конструкция соединения должна быть настолько функциональной, чтобы обеспечивать надежность, прочность, долговечность и эстетичность изделия. Поэтому мы остановимся на самых распространенных видах столярных соединений и способах их реализации.

Ретроспектива.

Дома средневековой знати постепенно наполнялись роскошью. Это характерно и для зажиточных горожан. В окнах появились стекла, постепенно распространялась настенная живопись. В Англии и Франции центром обстановки стали богато украшенные камины, а в Германии – изразцовые печи. Предметы мебели все еще оставались довольно тяжелыми, неуклюжими и громоздкими. Однако к концу Средневековья уже были прототипы современной мебели.

Мебельные соединения делятся на две большие группы – разъемные и неразъемные. Первые дают возможность как собирать конструкцию, так и разобрать ее на составляющие детали. Для вторых это исключено, поскольку детали конструкции фиксируются с помощью клея, шурупов, скоб и пр.

К неразъемным относятся клеевые соединения. По сравнению с другими способами фиксирования деталей мебели они являются наиболее простыми и популярными среди этой группы, поскольку отличаются технологичностью, прочностью, уменьшают риск растрескивания древесины и придают изделию устойчивость.

Сюда же включаются шиповые соединения, основными элементами которых являются:

1) шип. Так называется выступ, которым оканчивается деталь (он может иметь разные размеры и форму). Шип фиксирует детали после того, как он вставлен в гнездо, проушину или шпунт, которым он должен соответствовать по своим параметрам;

2) проушина – отверстие на конце детали, которое открыто с 2–3 сторон;

3) гнездо, представляющее собой углубление в детали;

4) гребень, то есть выступающая часть детали, которая по форме и размеру идентична шпунту;

5) шпунт (паз), представляющий собой углубление, которое проходит по всей длине детали.

Прежде чем начать выполнять шипы, пазы и т. д., надо подготовить детали по длине, обработать торцевые стороны и проверить заготовки на наличие дефектов.

Ретроспектива.

В 1320-х гг. была изобретена лесопильня, благодаря которой можно было распиливать стволы и не делать мебель из толстых брусков. Это стало толчком для развития рамно-филеночного соединения. Для конструирования мебели начали применять тонкие доски, в результате чего наметились предпосылки к разработке новых форм.

При изготовлении мебели прибегают к шиповым клеевым соединениям. Шипы различаются по форме и конструкции. По первому признаку они бывают плоскими, трапециевидными и круглыми, а по второму – цельными (изготавливаются вместе с деталью) и вставными (выполняются отдельно).

Переход от бруска непосредственно к телу шипа имеет форму уступа и называется заплечиками, а плоскости боковых граней шипа – щечками. Промежуток от торцевой грани шипа до заплечиков – это длина шипа, толщиной является расстояние между щечками, а шириной – поперечный размер щечки.

Вставные шипы разделяются на две группы:

1) шканты (имеют круглую форму);

2) рейки (плоские шипы, проходящие по всей длине фиксируемых деталей).

Описанные выше соединения наглядно представлены на рис. 61.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 61. Основные элементы шиповых соединений: а, б – плоские шипы; в – круглый шип; г – гребень; д – шпунт; е – шкант; ж – проушина; з – гнездо для плоского шипа; и – гнездо для круглого шипа; к – рейка.

Ретроспектива.

Количество мебели, использовавшейся в быту, значительно возросло в готический период. Основным предметом по-прежнему оставался сундук, который постепенно превратился в сундук-скамью. Появились сундуки с рамками и филенками, которые декорировались стрельчатыми сводами. У них также появился цоколь. Постепенно сундук приближался к форме шкафа. Кроме того, его можно считать прародителем буфета, поставца и пр.

Шиповые соединения регламентируются ГОСТом 933076 и подразделяются на:

1) открытые, при которых в соединениях видна поверхность верхней грани шипа;

2) сквозные, при которых торец шипа выходит на видимую поверхность торцевой гранью;

3) с полупотемком, при котором верхняя грань шипа видна только частично;

4) с потемком, то есть все боковые грани шипа не видны после выполнения соединения;

5) «на ус» – соединение, при котором грани фиксируемых брусков срезаны под углом в 45°.

Кроме того, шиповые соединения бывают угловыми, по длине и кромкам. Угловые соединения делятся на концевые, срединные и ящичные разновидности. Все они используются для фиксирования деталей объемных конструкций, например ящиков.

Угловые концевые соединения также представлены на рис. 62, наиболее прочными из них являются соединение на открытый сквозной одинарный прямой шип и соединение «на ус». Толщина одинарного шипа должна составлять 0,4 толщины бруска.

Чтобы при сборке изделия не допустить выворачивания брусков в соединении, используются соединение на шип с по-лупотемком (несквозной и сквозной) или с потемком (несквозной и сквозной).

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 62. Разновидности угловых концевых соединений на шип: а – открытый сквозной ординарный; б – открытый сквозной одинарный «на ус»; в – с полупотемком несквозной; г – с потемком несквозной; д – шканты несквозные; е – шканты несквозные «на ус»; ж – вставной плоский несквозной; з – вставной плоский сквозной.

Ретроспектива.

Готический шкаф вскоре преодолел форму, которой был обязан своим появлением, хотя сундуки еще долго эксплуатировались. Известны различные образцы позднеготических шкафов для посуды. Если североевропейские типы обладают большими дверцами, занимающими всю переднюю часть, то на юге получили распространение многоэтажные шкафы с 4 дверцами. Кроме того, были известны даже конструкции с 8 дверцами, напоминавшие водруженные друг на друга сундуки.

При необходимости скрыть торец шипа применяются соединения с несквозным шипом. При этом следует соблюсти следующие размеры:

1) ширина шипа должна составлять 0,6–0,7 ширины бруска;

2) длина несквозных шипов – 0,5–0,8 ширины бруска;

3) длина полупотемка – 0,3–0,5 длины шипа.

По сравнению с соединением на открытый прямой шип соединения на шканты (несквозные, сквозные под прямым углом, несквозные «на ус») менее прочные. Однако они чаще используются при изготовлении мебели, поскольку являются менее трудоемкими, чем другие шиповые соединения, и более экономичные в плане расхода древесины (примерно до 10 %). Обычно мебель не испытывает таких нагрузок, которые могли бы разрушить данное соединение. Поскольку она чаще всего изготавливается из ДСП, выполнение в которых шипов и проушин весьма проблематично вследствие особенностей структуры материала, шкантовые соединения обеспечивают соответствующую прочность.

При изготовлении шкантов также необходимо придерживаться определенных параметров:

1) диаметр шканта должен составлять 0,4 толщины бруска;

2) длина шканта должна быть в 2,5–6 раз больше его диаметра;

3) расстояние между шкантами и от края бруска до шканта составляет 2–3 диаметра шканта.

Если используется соединение под углом в 90°, чтобы прочность в торце и кромке сопрягаемых брусков была равной, в них запрессовывают шканты: в торец на глубину 0,55 длины, в кромку – на 0,45 длины шканта. Например, длина шканта составляет 50 мм, тогда в торец его запрессовывают на глубину 27,5 мм (50 x 0,55), а в кромку – на 22,5 мм (50 x 0,45).

Ретроспектива.

Появились разнообразные формы готических столов. Наиболее характерным был стол с торцовыми стенками и выдающейся столешницей, стоящий на двух торцовых опорах и оснащенный выдвижным ящиком. Такая конструкция впоследствии стала основой для письменного стола с поднимающейся столешницей, под которой имелось большое количество маленьких отделений, а ниже было пустое пространство. Соединение «на ус» вставным плоским шипом (несквозным и сквозным) при сравнении с цельными шиповыми соединениями проигрывает в прочности, но дает возможность замаскировать торцы соединяемых деталей. Оно усиливается, если использовать двойной вставной шип, толщина которого равна одной пятой толщины бруска (а толщина одинарного вставного шипа в 2 раза больше).

Если соединяются тонкие бруски, тогда шипы изготавливаются из шпона толщиной 2 мм, при этом толщина несквозных шипов составляет 0,75 ширины бруска, а сквозных – 1–1,2.

Угловое срединное соединение на одинарный шип (сквозной и несквозной) в проушину или несквозной шип в паз выполняют на кромке бруска либо по отдельности под каждый шип. В первом случае длина шипа составляет 0,3–0,8 ширины бруска с проушиной, а во втором – 0,2–0,3 ширины бруска с пазом.

Угловое срединное соединение на шип под названием «ласточкин хвост» бывает сквозным и несквозным. В последнем случае шип углубляется наполовину толщины бруска. При этом его длина составляет 0,3–0,5 ширины присоединенного бруска, а угол наклона равен 10°.

Ретроспектива.

Кровать, выполненная в готическом стиле, имела полубалдахин, балдахин или, как шкаф, каркас. Такая конструкция была очень востребованной, особенно если кровать встраивалась в стену и служила защитой от холода, поскольку помещения плохо отапливались. Долгое время сундуки и скамьи, расставленные вдоль стен, служили мебелью для сидения и лежания. Но постепенно они отодвигались от стен и размещались в разных зонах помещения.

Угловое соединение в паз и гребень (несквозной) правильно ориентирует деталь во время сборки. Длина гребня равна 0,3–0,5 толщины бруска.

Особой прочностью отличаются ящичные угловые соединения на шип (прямой открытый) и на шип «ласточкин хвост» (открытый и полупотайной), у которых толщина прямых шипов равна 6—16 мм (градация – 2 мм), толщина широкой части шипов «ласточкин хвост» – 0,85 толщины бруска, угол наклона – 10°. Шипы не следует размещать непосредственно у кромки, расстояние между ними должно быть не менее 0,75 толщины бруска.

Ретроспектива.

Для сидения также использовались складные стулья. Существовало большое количество их разновидностей. Например, стул со спинкой, распространенный в Северной Италии, уже не был складным, а только имитировал старинную форму. Появились вращающиеся стулья, кресла и стулья на трех или четырех ножках токарного изготовления. Однако скамьи по-прежнему оставались более важным предметом. Они не только скромно стояли у стены, но и размещались у камина, а также имели дощатую спинку и пр.

Ящичные соединения на шкант (открытый и несквозной) характеризуются тем, что площадь склеивания у них не очень большая, что сказывается на прочности. В связи с этими данными этот вариант рекомендуется использовать в том случае, если основные нагрузки на шкант направлены на срез, а не на растяжение.

Количество шкантов (диаметр – 8-10 мм, длина – 30–40 мм) в соединении может быть увеличено (но не более 4 шт.), что, естественно, усиливает прочность фиксации, но при этом возрастают сложности, связанные с подгонкой и сборкой деталей.

Ящичное соединение «на ус» вставной рейкой (материалом для нее обычно служит фанера) обычно используется тогда, когда требуется замаскировать торцы соединяемых элементов. Его можно дополнительно усилить металлическим уголком и т. п. Ширина рейки и толщина соединяемых плит идентичны, а толщина составляет 4–6 мм.

Соединение по кромке на вставную рейку достаточно прочное, особенно если последняя изготовлена из древесины с поперечным направлением волокон (ширина – 20–30 мм, толщина – 0,4 толщины заготовки) или из фанеры (толщина – 3–6 мм).

Ретроспектива.

Готический стиль, несомненно, являлся важным этапом в развитии мебели. В пору его расцвета было разработано немало новых ее видов. Снова стала актуальной античная мебельная техника. Толчок для развития получило и столярное ремесло. Тем не менее готическая мебель еще не столь мобильна, некоторые ее элементы часто стоят у стен или даже встроены в них. Богатый мир готических форм ушел в прошлое, а мир вернулся к традициям, господствовавшим в эпоху Античности.

Некоторые разновидности угловых соединений наглядно показаны на рис. 63.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 63. Разновидности угловых срединных и ящичных соединений:

1 – на шип: а – одинарный сквозной и несквозной; б – «ласточкин хвост»; в – паз и гребень несквозной с одним или двумя заплечиками; г – прямой открытый; д – «ласточкин хвост» полупотайной; е – «ласточкин хвост» открытый; 2 – на шкант: а – открытый; б – несквозной; в – «на ус»; г – на вставную рейку.

Клеевое соединение на шкантах определяется их конструкцией (рис. 64).

Ретроспектива.

В XIV в. В Италии зародился Ренессанс, зрелый период которого пришелся на период со 2-й половины XV в. до XVI в. Начало данной эпохи можно считать закатом Средневековья. На этом этапе развития человечества создавались благоприятные условия для прогресса в науке, производстве и общественных отношениях. Эпоха Возрождения дала миру гениальных ученых, мыслителей, художников и изобретателей, с деятельностью которых связана грандиозная по размаху духовная революция.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 64. Конструкция шканта: а – шкант; б – калибр; в – схема изготовления калибра.

Для них используют древесину твердых лиственных пород, из которой делают заготовки цилиндрической формы с рифленой поверхностью (это необходимо для того, чтобы с них не стекал клей). С торцевых сторон шкантов сняты фаски. Для выполнения рифления разработаны специальные калибры в виде стальной пластины, в которой проделаны четыре конусных отверстия, диаметр которых на 0,5 мм меньше, чем диаметр шканта. Верхняя образующая конусного отверстия снабжена зубьями высотой 0,5 мм, которые сделаны надфилем. Заготовку нужно вставить в отверстие калибра и ударить молотком. После прохода через калибр на ее поверхности остается рифление.

Под шкант выбирается гнездо диаметром, соответствующим его размеру.

Ретроспектива.

Аскетизм и мистика, типичные для Средневековья, которое стало именоваться «мрачным», сменились ощущением радости и удовлетворенности жизнью. В оформлении домов и архитектуре городов возродились античные формы. Искусство Ренессанса распространилось по всей Европе, поэтому различают итальянскую, французскую, английскую, немецкую, испанскую и нидерландскую разновидности этого стиля.

Если используется шиповое соединение с проушиной, то сопрягаемые поверхности необходимо подготовить с высокой точностью, размечая их рейсмусом. Кроме того, следует придерживаться правил, которые минимизируют дальнейшую подгонку (рис. 65):

1) зона пропила захватывает половину ширины риски;

2) при выполнении проушины зона пропила должна находиться с внутренней стороны рейки, то есть в теле проушины;

3) при выполнении шипа зона пропила должна располагаться с наружной стороны риски, то есть в теле щечек;

4) для разметки соединения «ласточкин хвост» используйте карандаш и малку. При выполнении шипа зона пропила должна проходить рядом с риской с наружной стороны шипа. После этого разметьте проушины, у которых зона пропила должна находиться рядом с риской с внутренней стороны проушины.

Разъемные соединения, которые очень распространены в мебельной индустрии, выполняются с помощью шурупов несмотря на то, что это достаточно трудоемкий способ. Размер крепежа определяется нагрузками, которые предположительно будет испытывать соединение, и толщиной соединяемых деталей.

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 65. Методика разметки: а, б – плоских шипов и проушин; в, г – шипов и проушин для соединения «ласточкин хвост»; 1 – зона пропила; 2 – риска.

Для обеспечения прочного соединения шуруп должен углубиться в деталь на две трети своей длины. При этом длина резьбы и глубина его вкручивания должны быть одинаковыми. В связи с этим, если соединяются достаточно тонкие детали, необходимо подбирать шурупы, у которых резьба нарезана по всей длине. Хотя такое фиксирование деталей классифицируется как разъемное, не следует многократно осуществлять это, поскольку соединение расшатывается и теряет прочность (каждый раз примерно на 10 %), особенно если сборка и разборка повторяются неоднократно. Шурупы используются не только для соединения деталей мебели, но и для прикрепления фурнитуры (различных защелок, ручек, направляющих и пр.).

Ретроспектива.

Повсюду строились дворцы, поражавшие монументальностью и великолепием. Перемены в общественной жизни привели к возникновению новых построек вроде ратуши, театров, больниц и пр. Мерилом гармоничности формы стало так называемое правило золотого сечения. В формообразование был внесен момент рациональности: различные конструкции и сложные предметы, в том числе и мебель, сначала появлялись на бумаге, разрабатывались как проект и только потом воплощались в материале.

Кроме того, для разъемных соединений используют стяжки, представляющие собой такое крепежное соединение, при котором элементы находятся в определенном положении относительно друг друга, обычно под углом в 90°. Ими при изготовлении мебели соединяются, например, съемные ножки. Основные требования, которые предъявляются к стяжкам, заключаются в том, что они должны обеспечивать надежную фиксацию и быструю реализацию, не создавать трудностей при эксплуатации и не портить внешний вид изделия. Не менее важно и то, что конструкция крепежного соединения должна быть такой, чтобы при соблюдении правил эксплуатации самопроизвольное разъединение деталей было невозможным.

Стяжки бывают следующих видов:

1) резьбовые, обеспечивающие надежное соединение, но требующие много времени для осуществления. Разработано несколько модификаций этого вида стяжек, которые обычно используются для угловых и серединных соединений стенок корпусной мебели. Поскольку крепежные элементы размещаются в отверстиях, которые закрываются заглушкой, резьбовые стяжки можно применять на открытых участках мебели, так как эстетичность и функциональность предмета не страдают. Детали стяжки: гайка, винт (или шпилька) и шайба;

2) эксцентриковые, в которых усилие зажима соединяется эксцентриком, способным проворачиваться вокруг оси, смещенной относительно геометрической оси эксцентрика на расстояние, называемое эксцентриситетом. В отличие от предыдущего вида соединения они менее трудоемкие в установке, хотя и менее прочные. Детали стяжки: эксцентрик, гайка и винт;

3) клиновые, состоящие из скобы, пластины и клиньев, которые в совокупности создают прочное соединение деталей.

Стяжки устанавливаются внакладку, но могут размещаться и в заранее выбранных под них гнездах (отверстиях).

Ретроспектива.

Если в период Средневековья мебель неподвижно занимала однажды отведенное ей место, как и люди в классовой иерархии, то в эпоху капитализма она стала мобильной, как и человек, который получил большую свободу для перемещения. Если в Средние века набор мебели был минимальным, то в период Ренессанса не только возросли ее количество, но и решения выполнения отдельных предметов стали более индивидуальными.

Представленные виды столярных соединений используются с различной частотой. Обычно у каждого есть несколько наиболее предпочтительных способов фиксирования деталей, которые используются чаще всего. Но проблема выбора, особенно при недостаточно большом опыте, всегда очень трудна, так как ошибка может либо усложнить конструкцию, либо исказит первоначальный замысел, либо станет причиной сокращения срока службы предмета мебели. При определении типа соединения опирайтесь на следующие критерии:

1) оно должно:

А) повысить прочность изделия;

Б) позволять древесине изменяться в зависимости от состояния окружающей среды;

2) оно не должно:

А) препятствовать выполнению других операций по сборке, например установке крепежа;

Б) диссонировать с внешним видом мебели.

Ретроспектива.

Мебель эпохи Ренессанса имела четкую форму, ясное и продуманное построение, а в оформлении преобладали архитектурные элементы. Корпусная мебель проектировалась как архитектурное сооружение – с пилястрами, колоннами, фронтонами и пр. Мебель, созданная на основе архитектурных элементов, в которой все части оставались самостоятельной формой, получила название архитектонической (в отличие от тектонической, господствовавшей в предыдущие столетия).

При изготовлении мебели приходится не только соединять детали мебели, но и сращивать (наращивать) бруски. Далее мы более подробно опишем несколько простых, но от этого не менее надежных вариантов.

1. Для соединения брусков можно прибегнуть к способу, который называется «накладка вполдерева». Чтобы ее выполнить, на конце одного из них отложите ширину другого, по угольнику проведите отметку, после чего с помощью рейсмуса сделайте отметку на глубину (не забудьте, что колодку рейсмуса надо прикладывать с одной и той же лицевой стороны заготовки). Закончив разметку, выпилите сначала продольный, а потом поперечный пропил. Соединение будет более плотным и прочным, если последний будет иметь небольшой наклон внутрь. Кроме того, нужно обязательно соблюдать правило, согласно которому продольный пропил на одной заготовке делается с наружной стороны риски, а на другой – с внутренней. Для усиления соединения его можно склеить или дополнительно укрепить болтами, гвоздями и пр.

2. Прочно соединяют детали и шиповые вязки. Их выполнение начните с разметки глубины шипов угольником на концах заготовок на всех плоскостях. Далее, используя рейсмус, обозначьте ширину шипа и проушины на торце и двух боковых гранях бруска. Количество шипов может варьироваться (чем больше, тем прочнее соединение). Если шип один, его толщина должна составлять треть толщины бруска, если их два, тогда толщину бруска нужно разделить на 5 частей. Карандашом отметьте те участки, которые должны быть выбраны. Если предполагается сделать косой шип, то проушину размечайте по нему, чтобы не исказить форму соединения.

Ретроспектива.

Столярное дело в период Ренессанса достигло уровня высокохудожественного ремесла. Столяр не просто изготавливал мебель, он должен был чувствовать форму и особенности конструкции, уметь рисовать и обладать техническими знаниями. С точки зрения цвета мебель была достаточно сдержанной. Мастера старались сделать основной упор на естественном цвете и текстуре древесины. Практически революцией стало изобретение станка для изготовления фанеры. Это событие по своей значимости можно сравнить с изобретением механической пилы за 200 лет до этого.

По окончании разметки заготовки зафиксируйте в тисках и выполните пропилы чуть ниже поперечной линии. Пропилы шипов делайте с наружной стороны рисок, а пропилы проушин – с внутренней. После этого запилите с подкосом внешние убираемые куски и удалите стамеской внутренние. Для усиления соединения используйте клей или нагели (деревянные гвозди).

3. Бруски соединяются «на ус». Фиксация будет прочнее, если усилить ее шпонкой.

4. Часто требуется скрепить конец одного бруска с серединой другого. Для этого используется соединение «вполдерева»: во втором бруске надо сделать врубку, затем выполнить поперечные пропилы, а потом выбрать лишнюю древесину стамеской. Такое соединение подходит для того случая, когда оно не будет подвержено растягивающим нагрузкам или смещаться. Предпочтительным можно назвать шиповое соединение, при котором под шип выполняется не проушина, а гнездо. В таком случае шипы бывают сквозными, глухими или скрытыми (если выходят на определенную глубину). Для большей прочности их расклинивают, для чего гнездо внутри должно быть расширяющимся.

Ретроспектива.

С изобретением фанеры для декорирования изделий появилась возможность использовать интарсию и фанерование. Первоначально инкрустация не отличалась особой сложностью и чаще всего украшала церковную мебель. До конца XIV в. В наборе использовали черное и белое дерево, к которым позднее добавилась слоновая кость. Изображения практически не имели оттенков.

5. Очень прочным является соединение «ласточкин хвост». Для его выполнения вырежьте лапу на конце одной заготовки, наложите ее на другую и сделайте разметку ножом (карандашом, шилом), с внутренней стороны рисок пропилите на нужную глубину, а лишнее выберите стамеской.

Представленные выше варианты крепления деталей относятся к поперечным. Из продольных самыми простыми являются соединение внакладку косым срезом, при котором концы брусков надо срезать под углом в 15° и наложить друг на друга, предварительно смазав срез клеем. Желательно зафиксировать конструкцию до его высыхания.

Бруски и доски можно соединять и по ширине. Такое крепление называется сплачиванием. Было разработано несколько способов его выполнения (рис. 66).

Ретроспектива.

Предметы мебели пока еще оставались немногочисленными и по большей части занимали положение вдоль стен. По-прежнему одна из главных ролей принадлежала сундуку. По своей значимости он лишь немного уступал кровати. Сундук-кассоне предназначался для хранения и перевозки вещей (но одновременно это была и скамья). Впоследствии он модифицировался в предка дивана – касса-панка (ларь-скамья, оснащенный подлокотниками и спинкой).

Стеллажи, полки, гардеробные, шкафы-купе у вас дома

Рис. 66. Способы сплачивания: а – на гладкую фугу; б – в четверть; в – на рейку; г – в паз и гребень; д – в паз и треугольный гребень; е – на шип «ласточкин хвост».

Соединение на гладкую фугу применяется в том случае, если необходимо увеличить ширину панели. При этом важно следить за тем, чтобы направление волокон совпадало. Современные клеи делают крепление очень прочным. Соединением в четверть можно заподлицо установить заднюю стенку в корпусах шкафов. Его можно также встретить при соединении боковых стенок выдвижных ящиков с лицевой панелью. Такой вариант, как соединение в паз и гребень (несквозной), используется для установки полок, например в шкафах.

Ретроспектива.

Кровати изготавливались высокими, имели своеобразный подиум (приступку) и балдахин. Чаще всего встречались прямоугольные столы с толстой столешницей, опирающейся на две массивные опоры, а также столы на одной ноже круглой, шести– или восьмиугольной формы. В повседневном быту стол представлял собой козлы с настилом, положенным на них.

Соединение на шип «ласточкин хвост» (сквозной) рекомендуется для фиксирования корпусов шкафов, сундуков и т. п., а глухой «ласточкин хвост» предназначен для скрепления боковых и лицевых стенок ящиков и др.

В заключение дадим несколько советов.

1. Чем проще способ фиксации, тем лучше. Не всегда требуется дополнительно усиливать соединение (например, пазогребневое) металлическим крепежом, иногда достаточно просто склеить его.

2. Используйте те способы, которые прошли проверку временем и применяются традиционно.

3. Стремитесь к тому, чтобы соединение было хорошо подогнанным, так как слабые крепления быстро разрушаются, а из тугих выступает клей. Поэтому, прежде чем окончательно соединить детали, проверьте их насухо (без клея) и устраните возможные погрешности.

4. Столярная работа обязательно должна быть чистой, поэтому каждую деталь нужно хорошо обработать, чтобы потом не тратить время на то, чтобы придумать, как ее подправить, улучшить или вообще заменить.