apostroika.ru

Художественная обработка металла. Ковка.

Книга посвящена художественной ковке – одному из древнейших способов обработки металлов.

В книге представлена подробная информация о кузнечном ремесле, включающая его историю и развитие.

Особое внимание здесь уделено кузнечным инструментам (опорным, ударным, вспомогательным и измерительным), изготовлению этих инструментов, а также разновидностям кузнечной рубки, отделке поковки, сборке кованых изделий и защите поверхностей кованого металла.

Художественная ковка – один из древнейших способов обработки металлов.

Его истоки на Руси были связаны с производством орудий труда славянскими племенами в 6-8 веках.

В Древнерусском государстве кузнечное ремесло достигло высокого уровня.

Во времена Киевской Руси кузнецы искусно ковали из железа и стали сельскохозяйственные орудия, предметы быта, инструменты, оружие и доспехи, конскую сбрую.

Все эти изделия предназначались для практического использования, а поэтому делались добротно. Специалисты насчитывают более 150 видов предметов, которые выполнялись кузнечной техникой. Каждый из этих предметов имел различные формы и размеры. Древнерусские кузнецы владели всеми приемами свободной ковки, сварки, термической обработки, горновой пайки медью.

При том уровне техники это требовало от мастера большого опыта и навыка, так как различить, например, сорта стали малоуглеродистой и высокоуглеродистой можно только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке – по цвету каления, т.е. на глаз. О температуре отпуска стали мастер судил по цветам побежалости и т.д.

Кузнечный мастер был не только исполнителем, создающим изделия и владеющим всем комплексном технологических и производственных знаний и навыков, но и творцом, изобретателем конструкции и форм изделий, включая и их художественно-декоративные качества.

Изделия русских кузнецов служили украшением костюма. Это перстни, пряжки, застежки, браслеты, цепочки, подвески и т.п. Они украшали и сбрую коня. Кроме того это были и петли на ларцы и сундуки, а также дверные замки, мечи, путы, шлемы, боевые топоры, бытовая утварь и множество других железных кованых изделий, которые по своих художественным качествам относятся ныне к области прикладного искусства и рассматриваются как художественное произведение.

Мастера-универсалы ковали все, начиная с подков, гвоздей, кос, топоров и кончая художественными ювелирными изделиями.

Кузнецы узких специальностей совершенствовали технологию каждый в своей области.

При производстве ювелирных и декоративных изделий появились и получили дальнейшее развитие подкладные штампы. Замочники стали изготовлять отдельные детали замков холодным способом.

Появились такие инструменты как напильники, тиски, зубила. Развивалась техника пайки и мало-помалу замочники отделились от кузнецов, дав начало новой отрасли производства слесарной, которая получила свое название в 18 веке от немецкого слова schlisen – замок. Но основные приемы свободной ковки, известные с глубокой древности, сохранились до наших дней – это вытяжка, осадка, рубка, пробивка отверстий, изгибание, скручивание, сварка, насекание рисунка.

Каждый мастер знал особенности обработки различных сортов стали, многие тонкости, секреты и хитрости, известные только ему.

В русском искусстве художественные особенности железа с полной силой раскрылись в 18 веке, чему способствовало достаточное количество металла, специализация в области художественного ремесла и большой опыт, накопленный мастерами.

Многие кованные из железа работы предназначались для включения их в архитектуру. Оконные проемы закрывались ажурными решетками, от пожаров делали сплошные железные двери и ставни.

Богато оформленные железные двери украшали каменные храмы. Двери зачастую соединяли несколько видов декоративного оформления. Кованые и просечные полосы, розетки, сложные по силуэту накладки чередовались с росписью по железу, с литыми ручками, декоративными заклепками.

Такие работы можно увидеть в памятниках архитектуры Москвы, Ярославля, Казани, Петербурга и других городов.

В убранстве зданий применяли просечную отделку, в деталях крыши, завершающих спуск кровли, верхушки шатровых покрытий украшали флюгерами, которые представляли сложные сооружения из металла, часто раскрашивались, а на царских теремах золотились для усиления декоративности и для предохранения железа от окисления.

Широко использовалась ковка для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов.

В Петербурге с ковкой соперничала техника чугунного литья, которая вытесняла ковку как дорогостоящую работу. Однако своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет к ней интерес и в последующих 19 и 20-х веках. Легкость ажурного узора, вариации унифицированных деталей характеризуют кованные решетки мастеров Петербурга и Москвы.

От умения мастеров зависело многое. Если для литья рисунок и разработку всей декорации давал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческую доработку деталей кузнецом. Некоторые ограды имеют единую схему основной конструкции, которая определялась рядом вертикально поставленных прутьев, перехваченных по горизонтали узким прутком, закрепленным на месте перехвата фигурной заклепкой или розеткой. Завершье прутков является главным декоративным элементом ограды. Эта часть ограды предстает всегда изящно очерченной и напоминающей легкое растение, которое завершается цветком.

К разработке этих деталей обращена фантазия и мастерство кузнеца, а в этих деталях раскрывается красота ажурных кованых решеток.

Во многих губернских городах России строились общественные и частные дома, улучшалась планировка, создавались торговые ряды, площади. Во всем этом отражается влияние классицизма – нового художественного стиля, для которого характерны строгость, ясность, рациональность.

Под воздействием классицизма в работах по металлу начинают преобладать упрощенные приемы ковки, которые все чаще сводятся к использованию гнутья.

Умеренность классицизма заставляет мастеров искать красоту в гармонии несложных элементов геометрического орнамента. Соединение ковки с приемами гнутья и просечки можно наблюдать во многих работах городских и деревенских мастеров. Особое место среди них занимают осветительные приборы.

Для деревни – это светцы, для города – подсвечники. Светцы держали лучину и представляли собой высокую до полутора метров конструкцию, состоящую из стержня, основания и разветвленной верхушки с несколькими зажимами – держателями лучин.

Даже самая несложная конструкция светца вызывает интерес виртуозностью обработки железа в верхушке, где металл всегда рассечен, закручен и превращен в орнаментальную форму.

Часто железный стержень-стояк обрастает завитками – ответвлениями, которые образованы отсеченными полосками металла. Глядя на такую вещь, не вериться, что сделана она из тяжелого железа.

Виртуозны по исполнению и кованые подсвечники. Односвечник часто сделан с оригинальным механизмом, поднимающим свечу по мере ее сгорания, трехсвечовые подсвечники напоминают цветущий куст, на ветках которого укреплены цветы-розетки, подвешены цепочки и т.д.

Для изготовления дверей кузнечных дел мастера выполняли целые наборы: скобы, угольники, специальные гвозди. Но самое интересное – это замки и петли. Навесные замки из железа ковали тоже как художественные изделия. По их корпусу, имеющему в поперечном разрезе форму овала, шли узоры геометрического орнамента, оригинальные кованые сечки были с кружевными завитками и плотными спиралями, вдоль стержня, идущего к рукоятке. Завитки нередко заканчивались головками коней – оберегов, охраняющих дом.

Для оковки сундуков, ларцев, укладок и т.д. применялось просечное железо.

В сундуках хранили одежду, – шкафов тогда еще не знали, в ларцах – ценные вещи и украшения.

Подголовники – ларцы со скошенной крышкой брали в дорогу. В них хранились деньги, важные документы.

Сработаны ларцы были надежно из прочной древесины, почти сплошь покрытой железными полосами и замками с секретом. Оковка – отделка деревянного предмета полосами просечного железа была разнообразной и определялась расположением металла, направлением движения лент, плотностью укладки. От этого зависел характер узора, образуемый просечным металлом.

Ларцы и коробочки с железной оковкой всегда были привлекательны и приятны своими пропорциями, оригинальным сочетанием дерева и металла, решением ручек и замков.

Ковка, как один из способов обработки железа, получает современную трактовку в работах многих современных мастеров, которые на выставках декоративно-прикладного искусства демонстрируют светильники, вазы, кубки и другие изделия, в которых демонстрируется сложные приемы художественной ковки и новые решения вещей современного характера.

Ковка является способом обработки металлов давлением от ударов молота по заготовке, которая может быть предварительно нагрета – горячая ковка или без нагрева – холодная ковка.

Под ударами молота заготовка деформируется и приобретает желаемую форму. Однако такая деформация без разрывов и трещин свойственна не всем металлам, а металлам, которые обладают определенной степенью вязкости, пластичности, тягучести.

Совокупность этих свойств обусловливает способность коваться и называется ковкостью металла. Это свойство непостоянно и зависит от степени нагрева металла. Чем выше температура, тем мягче становится металл и тем легче он куется.

Без предварительного нагрева можно ковать драгоценные металлы (золото, серебро), а также цветные – медь, алюминий и их сплавы.

При холодной ковке металл, деформируясь под действием ударов, быстро теряет пластичность и тягучесть, начинает растрескиваться, разрываться. Чтобы избежать этого, нужно вовремя произвести отжиг заготовки, после чего металл снова приобретает свои первоначальные качества. По мере изготовления изделия отжиг выполняют неоднократно. Основное применение холодная ковка находит в ювелирном деле.

Горячая ковка используется при обработке малоуглеродистых сталей (ковочного железа) для производства различных художественных изделий – светильников, фонарей, решеток, башенных часов, кованой пластики, скульптур, различного инструмента и т.д. Для изготовления художественных кованых изделий применяется углеродистая сталь обыкновенного качества.

Лучшей является с наименьшим содержанием углерода: СО (углерода до 0,23), С1 (углерода 0,07 – 0,12) и С2 (углерода 0,09 – 0,15). Может также использоваться углеродистая качественная конструкционная сталь марки 10 (углерода 0,1) и 15 (углерода 0,15), хотя она в экономическом отношении обходится дороже.

Для изготовления кузнечных, чеканных, слесарных инструментов применяют инструментальную углеродистую сталь с содержанием углерода от 0,6 до 1,4 и некоторые марки легированной инструментальной стали.

Куют изделия из стали в нагретом состоянии, когда металл становится пластичным и лучше поддается деформации. У каждого сорта стали существует определенный интервал температур начала и конца ковки, зависящий от химического состава и структуры обрабатываемого металла. В среднем температура начала ковки 1100 – 1300, конца – 800 900°С.

Устройство для нагрева металла называется кузнечным горном. Кузнечный горн на один или два огня под одним дымоходом является важнейшим оборудованием кузницы. Помещение для нее должно быть достаточно просторным и светлым. Полезная площадь – около 40 квадратных метров при высоте 3 м. Стены кузницы могут быть кирпичными или деревянными, оштукатуренными с внутренней стороны. Гладкий пол должен легко убираться.

Горн в художественной ковке применяется для нагрева металлических заготовок массой до 20 кг.

Существует несколько видов кузнечных горнов: переносные, стационарные, открытого и закрытого типа, одноочковые и двухочковые (в зависимости от количества очагов горения), кирпичные, клепаные, сварные.

Состоит горн из кирпичной кладки, вытяжной трубы с вытяжным зонтом (колпаком). На поверхности кладки сделано углубление для горнового гнезда и второе – для ванны с водой. В нижней части предусмотрена ниша для хранения угля. Через сопло воздух от меха, который приводится в действие неравноплечим рычагом, подается в горновое гнездо. Высота кирпичной кладки 700 – 800 мм, ширина и глубина 1000 – 1100 мм. Для большей прочности горн связывается каркасом из угловой стали. Горновое гнездо облицовано огнеупорным шамотным кирпичом. Длина кирпича – 200 мм, ширина – 400 мм, глубина – 100 – 150 мм.

Горны могут быть с боковым дутьем (рис. 20) и с нижним дутьем.

Сжигаемое в горнах топливо (кокс, антрацит и древесный уголь), должны содержать минимальное количество серы, а при горении спекаться и образовывать сверху твердую корку, способствующую развитию высокой температуры в очаге. Наилучшим топливом является древесный уголь, который при сгорании не выделяет серы и имеет малое количество золы.

Для того, чтобы правильно разжечь и обслужить горн необходимо очистить горновое гнездо от остатков топлива, шлака, кусков кирпича, золы, а сопло очистить от шлака и продуть воздухом. Затем необходимо проверить газоплотность воздухопровода и его заслонки. Разжигать горн можно промасленными тряпками, дровами, деревянной стружкой, горячими углями, взятыми из работающего горна. Далее нужно открыть заслонку воздухопровода, постепенно подавать топливо и добавлять воздух, добиваясь при этом яркого, слегка коптящего пламени и следить, чтобы сопло во время работы всегда было покрыто слоем угля, дутье осуществлялось равномерно и вдуваемый воздух не соприкасался с нагретым металлом, а верхние слои угля, предварительно смоченные водой, спекались и образовывали корку.

Заготовку или ее конец зарыть в горячие угли и засыпать свежим углем. Между соплом и заготовкой оставить слой горячих углей. Для обеспечения равномерного нагрева заготовку необходимо время от времени поворачивать, а дутье регулировать, чтобы избежать местных перегревов. При нагреве заготовок недопустимо и вредно высокое дутье, так как избыточный кислород вдуваемого воздуха вступает в соединение с металлом и образует окалину. В результате возникают потери металла, затрудняется его обработка.

Перегрев заготовок также отрицательно сказывается на их качестве: чрезмерный рост зерен, ухудшение механических свойств металла. Опытные мастера определяют температуру нагретого металла на глаз – по цвету каления. Так, темно-красному цвету каления соответствует температура 650°С, вишнево-красному 700°С, светло-красному 800°С, густо-оранжевому 900°С, оранжево-желтому 1000°С, светло-желтому 1100°С, соломенно-желтому 1150°С, белому различной яркости – 1200 1400°С.

В некоторых кузницах на расстоянии 1,5 – 2 м от горна устанавливают наковальню, на некотором расстоянии от нее стуловые тиски. Баки для воды монтируют вместе с конструкцией горна или возле нее.

В старых кузницах использовали деревянную бочку, которую на две трети зарывали в землю. Это давало возможность держать воду холодной, что необходимо при закалке инструмента или его охлаждении. Кузнечный инструмент развешивают на стене, на колпаке дымохода или в специальной стойке, что практиковалось у русских мастеров.

Ящики для песка, передвижные козлы из стали, сверлильные станки, пневматический молот, рычажные ножницы, автогенный сварной аппарат в качестве передвижного горна – все это поможет мастеру полнее и качественнее воплощать свои идеи в материале. Поэтому нужно помнить, что все инструменты и приспособления должны всегда находится на определенном месте, в строгом порядке. То, что требуется чаще, нужно положить ближе. Инструмент, который берут правой рукой, должен находиться справа; то, что берут левой, – слева. Под рукой должен находиться инструмент, необходимый для данной технологической операции.

Оборудование и инструмент для ковки.

Все кузнечные инструменты делятся на опорные, ударные, вспомогательные и измерительные.

К основному оборудованию при свободной ковке относятся горн, наковальня, ковочный молот, бак с водой, вспомогательный вытяжной вентилятор, вертикально-сверлильный станок, рычажные ножницы, установка для газовой сварки, электросварочный аппарат, высокооборотная бормашина, точильный и шлифовальные станки и др.

Опорный инструмент.

Основной опорой, на которой производят ковку, является наковальня.

Наковальни подразделяется на безрогие, однорогие и двурогие. Масса наковальни колеблется от 150 до 350 кг. Наибольшее распространение получили двурогие наковальни массой до 200 кг.

Изготовляется наковальня из углеродистой стали. Ее масса колеблется между 80 – 300 кг.

Наковальня состоит из следующих составных частей. В верхней части наковальни находится гладкая пластина – наличник толщиной 10 – 20 мм, изготовленная из стали У8. Наличник является непосредственной опорой для обрабатываемых заготовок. Конусообразный рог служит для выполнения различных гибочных работ и раздачи колец. Квадратный хвост служит для загибания поковок под углом 90 градусов. Отверстие служит для пробивки отверстий (круглое) и закрепления вспомогательного инструмента (квадратное), лапы – основание наковальни служат для крепления наковальни к стулу.

Так как наковальня является инструментом, на рабочую часть которой действуют большие нагрузки, то при выборе наковальни нужно быть очень внимательным.

При легком ударе молотком хорошая наковальня издает чистый звук. Наличник наковальни должен быть закаленным, что проверяют напильником, который оставляет едва заметный след.

Наковальня устанавливается строго горизонтально и крепится к деревянному, из крепких пород, чурбану (стулу) со стальным обручем на верхней части на высоте согнутого большого пальца опущенной руки кузнеца – это примерно – 750 – 800 мм от пола.

Шпераки. Небольшие двурогие наковальни массой 4 – 20 кг называются шпераками. Применяются в основном для сложных художественных работ, для гибочных работ из полосовой и листовой стали, для выколотки и правки всевозможных орнаментальных элементов. Их можно вставлять в квадратное отверстие наковальни или в кузнечные тиски.

Шпераки можно прикреплять к деревянному чурбану.

Ударный инструмент. Ручной молоток (ручник) – это кузнечный молоток массой 1 – 2,5 кг. Его применение очень обширно, практически нет ни одной технологической операции, где бы не применялся ручник. Он служит для обработки мелких заготовок, им указывают место, по которому нужно бить кувалдой.

Траектория удара ручником должна быть не прямой, а закругленной. При изготовлении этого инструмента нужно быть особенно внимательным к форме, массе и его термической обработке.

Кувалдой называется большой молот массой 3 – 10 кг. Предназначен он для обработки крупных заготовок, нанесения сильных ударов.

По своему характеру удары делятся на локтевой, плечевой и размашистый.

Локтевой удар применяется при вытяжке, и других операциях, где необходимы частые, но не сильные удары.

Плечевой, средний по силе, применяется при рубке, пробивании отверстий и т.д. Сила плечевого удара должна быть соразмерна с величиной заготовки и характером работы.

Во время рубки металла удары должны быть направлены вертикально и точно на отрубающий инструмент.

Последний удар должен быть слабым. Максимально возможный удар – размашистый, когда кувалда описывает в воздухе полный круг. Такой удар применяется при рубке толстых заготовок и других работах.

При работе с кувалдой особенно при размашистых ударах молотобойцу необходимо стоять под углом 90 градусов по отношению к кузнецу.

Кувалда имеет два бойка – оба плоские или один плоский, а другой – клиновидный.

Фасонные молотки применяются в основном в художественных работах при загибе сложных заготовок, отгибке листьев на шпераках при выколотке на металлической форме (нижнике).

При работе с проволокой необходимо иметь деревянные молотки. Фасонные молотки, так же как и шпераки, могут изготовляться мастером по необходимости и быть весьма разнообразными.

Разнообразие и количество вспомогательных инструментов очень велико. Их можно разделить на инструменты, с помощью которых видоизменяется заготовка (рубка, скручивание и т.д.), крепящиеся к деревянной ручке и имеющие свои подобия, называемые нижниками; их вставляют в квадратные отверстия наковальни и на удерживающие инструменты – разные формы горновых клещей.

Зубила и подсечка являются инструментами для рубки металла. Рубку производят между подсечкой и зубилом. Кузнечное зубило имеет отверстие для рукоятки.

Подсечка вставляется в отверстие наковальни четырехгранным хвостом. Иногда заготовку кладут на специальную незакаленную площадку у основания рога наковальни и рубят одним зубилом.

Зубило применяется для рубки металла в холодном и горячем состоянии. По форме зубила могут быть прямыми, полукруглыми, фасонными и односторонними. Зубила для рубки по холодному металлу затачиваются под углом 45 градусов, для рубки по горячему – под углом 60 градусов.

Пробойником (бородком) называется инструмент для пробивания отверстий.

Пробойник бывает круглым, овальным, квадратным и фигурным. Применяется для пробивания нетолстых заготовок при просечных работах. Как и зубило, имеет рукоятку.

Подбойка применяется для ускорения протяжки металла, выделки в поковке желобков, углублений и т.п.

Применяется как с нижником, так и без него. Рабочая часть имеет разный радиус кривизны.

Для перехвата поковки, когда нужно от большого сечения перейти к меньшему, по всему периметру толщины заготовки применяют односторонние подбойки с вырезом разного размера, в этом случае применяется нижник.

Обжимка придает заготовке граненую, цилиндрическую или иную форму. Верхник обжимки крепится на деревянной ручке, нижник вставляется в квадратное отверстие наковальни. Формы обжимки могут быть разнообразными.

Раскатка – инструмент, который служит для ускорения вытяжки (раскатки) заготовки в длину.

Гладилка служит для выглаживания поверхности изделия. По форме гладилки могут быть квадратными, полукруглыми; рабочая часть гладилки должна быть хорошо отшлифована.

Гвоздильня предназначена для высадки различных головок заклепок, болтов, гвоздей. Представляет собой металлическую пластину размером 300хЧ0х25 мм с отверстиями разной величины, которые имеют незначительный конус, т.е. в верхней части отверстие меньше на 2 – 4 мм.

Подсечка вставляется в квадратное отверстие наковальни. Применяется при рубке мелких заготовок без зубила, при рубке толстых заготовок применяется с верхником.

Нижник служит для загибки спирали.

Скоба – согнутый отрезок металла круглого профиля, применяется при гибке.

Вилка применяется при гибке, вставляется в квадртаное отверстие наковальни.

Формовая плита – массивная плита с отверстиями и ручьями различных профилей. Раскаленная заготовка накладывается на соответствующий ручей и под ударами молота приобретает нужную форму.

К удерживающим инструментам относятся горновые клещи, которые бывают нескольких разновидностей.

Каждому профилю и размеру обрабатываемой заготовки должен соответствовать нужный профиль и размер клещей. Клещами заготовку вынимают из горна, удерживают и поворачивают ее в процессе ковки. Клещи имеют различные формы губок:

1. клещи с плоскими губками применяют для захвата полосового металла и квадрата;

2. клещи с вогнутыми губками – для металла круглого сечения;

3. клещи с плоскими губками и поперечиной – для захвата материала различной ширины;

4. клещи для уголка;

5. клещи для заклепок; клещи с подвижной губкой, позволяющей захватывать заготовку различной толщины.

Если нет клещей требуемого размера, нужно отковать конец заготовки так, чтобы он подошел к клещам ближайшего размера. Можно подгонять губки клещей под заготовку путем их нагревания, чтобы они по всей длине прилегали к поверхности заготовки и прочно ее удерживали, но при частом повторении такой подгонки клещи приходят в негодность.

Работая над изделием, иногда возникает необходимость проверки только что выполненной операции (контроль, соотношение с другой, аналогичной деталью). В таких случаях применяют измерительные и контрольные инструменты, к которым относят двойной кронциркуль, служащий для проверки размеров во время ковки и кузнечный треугольник, служащий для выверки правильности углов. Кроме того, используют шаблоны и калибры – гребенки, представляющие собой стальную удлиненную пластинку с вырезами по сторонам, причем каждый вырез делается несколько шире указанного на нем размера, примерно на один процент с учетом теплового расширения стали.

Кроме перечисленных инструментов, при художественной ковке применяются различные оправки, которые можно изготовить, исходя из рисунка или модели.

Процесс изготовления оправок состоит в следующем. Сначала из тонкого листового железа вырезается шаблон, который представляет точную копию в натуральную величину того или иного элемента рисунка или орнамента.

В шаблоне точно указываются радиусы закруглений, параметры лекальных кривых и другие данные. Затем по шаблону из железа загибают небольшой участок дуги требуемого радиуса, часть дуги эллипса. Рабочая поверхность оправки тщательно опиливается или выглаживается.

При загибе завитков и других кривых из прутков или полос применяют стальную плиту с рядами отверстий, в которые плотно вставляют штыри.

Подобрав по шаблону соответствующие отверстия в плите и забив в них штыри, полосу огибают вокруг или между ними, получая каждый раз аналогичную по изгибам кривую. Этим приемом удобно выгибать рапортные элементы. Применяют и другие приспособления, например, штампы, пуансоны.

Изготовление инструмента.

Для закрепления навыков слесарной и кузнечной обработки можно изготовить ряд слесарных и кузнечных инструментов, которые будут необходимы учащимся для их дальнейшей работы.

Слесарное зубило куется вручную из прутковой стали У7 или У8. Заготовку диаметром 23 мм протягивают на полосу 16х25 мм. Длина заготовки должна быть 500х800 мм для ковки без клещей. Оттягивают на переднем краю наковальни рубящую часть и выглаживают гладилкой. Затем отрубают от заготовки изготовленную часть длиной 160 мм. Скругляют ударяемую часть. После отделки зубило закаливают.

Кузнечный молоток (ручник) изготовляется свободной ковкой с незначительным припуском на механическую обработку рабочей поверхности.

Ручник куют из стали У7, У8 сечения 40хЧ0 мм. Нагретую заготовку пробивают пробойником. В отверстие вставляют оправку и на оправке отверстие отделывают так, чтобы оно имело небольшой конус. Это позволяет надежно закрепить ручку в молотке с помощью деревянных и металлических клиньев. Обработанную часть отрубают от заготовки на длину хвоста молотка. На переднем краю наковальни вытягивают хвост. Молоток выглаживают и закаливают.

Основные приемы ручной свободной ковки.

В процессе ковки художественных изделий применяют разнообразные приемы, используя различные инструменты, исходя из характера материала и задач, стоящих перед мастером.

В основном все приемы можно свести к следующим основным операциям: осадка, вытяжка, рубка, разрубка, пробивка отверстий, гибка, закручивание, выглаживание (отделка), насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры.

Осадка предназначена для уменьшения длины заготовки за счет увеличения ее поперечного сечения.

Осадка может быть полной и местной.

При полной осадке деформируется весь металл.

При местной осадке деформируется только часть металла. Соответственно этому и делается нагрев – полный или местный.

Осадка применяется для получения отдельных утолщений на поковке (осадкой концов или середины) при ковке декоративных элементов, имеющих переменное сечение. Например, растительные орнаментальные мотивы (утолщенные узлы на стебле, плоды, ягоды и т.п.).

После осадки заготовка дополнительно обрабатывается обжимками, подбойками. Кроме того осадка применяется как предварительная операция перед загибанием под углом для восполнения недостающего металла для образования угла.

При осадке заготовку нагревают, ставят вертикально на наковальню и бьют молотком или кувалдой по верхнему концу. Длина поковки не должна превышать диаметр больше, чем в 2 – 2,5 раза, иначе произойдет изгибание. Если длина заготовки не позволяет наносить удары молотком, то осадка производится ударами самого предмета о наковальню. При осадке важно соблюдать следующие условия: концы заготовки должны быть срублены под углом 90 градусов, заготовка должна быть прямой.

При необходимости осадить заготовку на малом участке с большой разницей в сечении, нагретую заготовку опускают в холодную воду, исключая участок, подлежащий осадке. Эта операция должна производиться быстро, заготовку нельзя передерживать в воде, необходимо следить за нагретым концом. Такой прием применяется при изготовлении головок болтов или больших строительных гвоздей.

В некоторых случаях осадку концов заготовки производят, нагревая конец и загибая его под углом 90 градусов, затем, перевернув, ударяют на загнутому концу металла. Сложность этого приема в том, чтобы при осадке не сделать складку загнутого конца. Хорошо этот прием использовать при горновой сварке. Осадку концов заготовок можно производить в тисках. Для этого нагретую заготовку закрепляют в тиски так, чтобы над губками возвышалась та часть металла, которую требуется осадить.

Высота осаживаемой части должна быть в 2,5 раза больше сечения заготовки. Эту операцию необходимо производить быстро, так как при зажатии в тиски нагретый металл быстро остывает от соприкосновения с губками. Заготовку быстро закрепляют и осаживают ручным молотком.

Порой может случиться, что при осаживании концов заготовок большого сечения, сила губой тисков недостаточна, чтобы удержать заготовку и она при ударе скользит в тисках. В этом случае, если позволяет заготовка, в ней делают плечики.

Работая с заготовками большой длины, может случиться, что нужно производить осадку в середине заготовки. В этом случае в зоне осадки заготовку выгибают в форме Z и сверху по изгибу ударяют молотком. После осадки заготовку выправляют.

Существуют и множество приемов осадок с использованием приспособлений.

Вытяжка, или протяжка – это кузнечная операция, в результате которой происходит увеличение длины заготовки за счет уменьшения площади ее поперечного сечения. Она не только изменяет форму заготовки, но и улучшает качество металла. В практике ручной свободной ковки различают несколько основных приемов вытяжки: на плоских бойках, поочередная и на вырезных бойках.

Вытяжка на плоских бойках выполняется по всей длине участка заготовки вначале с одной стороны, затем кантовка на 90 градусов и вытяжка с другой стороны.

Большие по длине поковки могут изгибаться на наковальне или в бойках концами книзу. Чтобы исправить изгиб, заготовку кантуют сначала на 180 градусов, а затем на 90 градусов. Работу ведут быстро, стараясь за один нагрев отковать большую площадь.

Поочередная вытяжка на плоских бойках выполняется по винтовой линии. Прием более сложный и менее производительный. Применяется при ковке твердых инструментальных сталей.

Вытяжка в вырезных бойках или в комбинации плоских бойков с вырезными используется при ковке легированной стали с пониженной пластичностью. Благодаря боковому давлению, которое создается жесткими стенками инструмента, повышаются сжимающие напряжения, увеличивается пластичность металла. Поковки получаются более точные по форме и размерам, а скорость вытяжки возрастает.

Имеются и другие разновидности операции вытяжка: протяжка на кромке наковальни, расплющивание, вытяжка с оправкой, раскатка на конус, раскатка на оправке и другие.

Протяжка на кромке наковальни производится тогда, когда мастер работает без подручного.

В этом случае нагретую заготовку укладывают на острую кромку наковальни под углом 45 градусов и ударами ручного молотка по противоположной грани протягивают ее.

От кромки наковальни под действием ударов на заготовке появляются уступы, которые при дальнейшей ковке разравниваются с учетом нужных размеров и форм.

Расплющивание (уширение, разгонка) заготовки в поперечном направлении осуществляется при помощи раскатки или непосредственно кувалдой. Расплющивание необходимо при выполнении таких орнаментов, как лепестки цветков, листья и др.

Вытяжкой называется кузнечная операция, в результате которой происходит увеличение длины заготовки за счет уменьшения площади ее поперечного сечения. Она не только изменяет форму заготовки, но и улучшает качество металла. Существует несколько основных приемов вытяжки с оправкой, вытяжки на плоских бойках, поочередная вытяжка, на вырезных бойках.

Вытяжка с оправкой – это прием, который позволяет увеличить длину пустотелых поковок за счет толщины стенок и уменьшения наружного диаметра. Применяется при ковке длинных полых деталей – труб, цилиндров и т.д. Производится в круглых или квадратных обжимках, в зависимости от формы заготовки. Перед работой оправку следует нагреть до 150 – 250 градусов, а ее рабочая поверхность должна быть хорошо смазана.

Вытяжка на плоских бойках выполняется по всей длине участка заготовки вначале с одной стороны заготовки, затем кантовк на 90 градусов и вытяжка с другой стороны.

Большие по длине поковки могут изгибаться на наковальне или в бойках концами книзу.

Поочередная вытяжка на плоских бойках выполняется по винтовой линии. Применяется при ковке твердых инструментальных сталей.

Вытяжка в вырезных бойках или в комбинации плоских бойков с вырезными применяется при ковке легированной стали с пониженной пластичностью.

Боковое давление создается жесткими стенками инструмента, что повышает сжимающее напряжение и увеличивает пластичность металла. Возрастает скорость вытяжки и точность поковок.

Вытяжка на конце применяется при изготовлении гвоздей, светцов, пробоев, жиковин и других изделий. Нагретую заготовку начинают вытягивать, немного отступая от конца, и в процессе вытяжки подают на себя.

Во время работы нужно следить, чтобы квадрат, который, получился в процессе ковки, сходил на конец поковки. Это достигается силой и характером ударов. Заканчивать вытяжку нужно легкими ударами.

Применяют и другие разновидности операции вытяжка, например, протяжка по кромке наковальни, расплющивание, вытяжка с оправкой, раскатка на оправке, раскатка на конус и др.

Протяжка на кромке наковальни производится в случае, когда кузнец работает один. В этом случае нагретую заготовку укладывают на острую кромку наковальни под углом 45 градусов и ударами ручника по противоположной грани протягивают ее. От кромки наковальни под действием ударов на заготовке появляются уступы, которые затем при дальнейшей ковке разравниваются с учетом нужных форм и размеров.

Раскатка на оправке. Этот прием применяется для увеличения наружного и внутреннего диаметра за счет утончения стенок (при ковке колец, обручей и т.п.). Полая заготовка надевается на круглую оправку, края которой опираются на козлы. Ковка ведется узкими бойками, заготовка постоянно вращается.

Раскатка на конус производится на роге наковальни с помощью клиновых раскаток.

Процесс обработки давлением, в результате которого уменьшается высота заготовки и одновременно увеличиваются ее поперечные размеры называется осадкой .

Высадкой называется прием, который заключается в деформации заготовки частичной осадкой с целью создания местных утолщений за счет уменьшения длины заготовки.

Перед осадкой заготовку нагревают до ковочной температуры полностью, а при высадке нагревают только ту часть, которая будет высаживаться.

Применяют высадку при ковке декоративных элементов с переменным сечением, например, работая над растительными и орнаментальными мотивами и др.

Прошивкой (пробивкой) называется кузнечная операция, с помощью которой в заготовках получают сквозные или глухие отверстия. Производится при ручной ковке с помощью пробойников различных форм – круглых, квадратных, фигурных.

Нагретую заготовку кладут на наковальню против круглого отверстия и, наставив пробойник, бьют по нему кувалдой. Прошиваются отверстия с одной или двух сторон в зависимости от толщины заготовки.

Рубкой называется операция, посредством которой поковку разделяют на части.

Для этого заготовку нагревают до темно-красного каления, кладут на наковальню и, наставив кузнечное зубило, прорубают на три четверти ее толщины; затем заготовку переворачивают, вновь наставляют зубило и отрубают сильными ударами.

При работе кузнечными зубилами по горячему металлу нужно при рубке толстых заготовок время от времени охлаждать зубило, так как при долгом соприкосновении с нагретым металлом лезвие зубила отпускается.

Перед тем как вновь наставить зубило на заготовку, нужно легким постукиванием о стул наковальни сбить капли воды с зубила.

Для холодной поковки зубило затачивается под углом 60 градусов, для горячей – под 80 85 градусов.

Тонкие поковки лучше рубить вручную – с помощью подсечки, которая устанавливается в отверстие наковальни.

На подсечку кладут заготовку, а сверху наставляют зубило, по которому наносят удар кувалдой. При этом нельзя прорубать металл насквозь, чтобы не повредить острые закаленные части инструмента.

Работая на лице наковальни зубилами и другими режущими инструментами без подкладки нужно быть осторожным и следить, чтобы и в этом случае заготовка не прорубалась. Это может повредить лицо наковальни.

Рубка производится как в холодном, так и горячем состоянии заготовки. В холодном виде рубят тонкие и узкие полосы и прутки сечением 15 – 20 мм. Особо толстые заготовки рубят на механическом молоте с помощью топориков.

Кузнечная рубка имеет три разновидности: разрубка, обрубка, вырубка.

Разрубка (прорубка) применяется в случаях, когда заготовка только надрубается, надрубленные участки отгибают, вытягивают, закручивают или проковывают до нужной формы. Это широко распространенный прием в художественной ковке. Надрубленные участки после его применения превращаются в цветы, завитки, листья.

При разрубке заготовку разрубают с одной стороны – лицевой. Первые удары делают легкими, ими только надрубают канавку. Нагрев должен быть слабым, что дает возможность не торопиться и спокойно раскроить металл.

После раскроя материал нагревают и сильными ударами разрубают. Зубило в процессе рубки только в момент удара ставят в направляющий желоб. Удары молотом должны быть редкие, но сильные. Производить удар нужно в тот момент, когда зубило будет установлено правильно.

Обрубкой (обсечкой) называется кузнечная операция для отделения части металла по наружному контуру.

Применяется при ковке декоративных изделий сложной формы: накладок, жиковин, и т.д., т.е. там, где нужно обрубить деталь по контуру.

Вырубка – операция, аналогичная обрубке. Применяется для вырубки металла по внутреннему контуру. Операции обрубки и вырубки схожи с просечкой. Однако просечка выполняется по более тонкому листу ручным зубилом и в холодном состоянии.

При вырубке применяются полукруглые, прямые, угольные и иной формы зубила. Если обрубка и вырубка производятся на наковальне с железной подкладкой, то просечка делается на торце чурбана.

Техника просечки в прошлом получила интересное применение в связи с использованием жести.

При устройстве водостоков мастера декоративно оформляли прорезью верхнюю часть трубы, принимающей во время дождя воду с крыши, фигурно расстириженными розетками украшали верхнюю часть трубы-воронки и ее соединение остальной частью водостока. Каждый мастер придумывал свои элементы декора и потому даже в одном городе оформление водостоков отличалось многообразием ажурного узора, накладок и обрамлений.

Еще один вид просечного металла – "дымники". Это завершья дымовых труб, в которых соединяется утилитарная и декоративная функция.

Практическая цель дымников – гасить искры, вылетающие с дымом из трубы, чтобы предотвратить возможное возникновение пожара, защитить трубу от попадания излишней влаги. Выполняя эту роль, дымник покрывается защитным слоем, приобретает ровную черную окраску. На фоне светлого неба его силуэт всегда хорошо заметен, он воспринимается как фигурная деталь архитектуры здания.

Искусство изготовления дымников сохраняется и в наше время. Мастера, проявляя фантазию создают нарядные, сложные композиции из металла, в котором арнаментальные мотивы сочетаются с фигурами птиц, животных и т.д. Просечный металл находит применение даже в ювелирном деле – кулонах, ожерельях, браслетах, где железо использовано в виде ленты, прутка, проволочки, образующие орнаментальный узор вместе с включенными в украшения прозрачными бусинами.

Гибкой называется кузнечная операция, при которой поковке придается изогнутая форма по заданному контуру.

При гибке толстых заготовок происходит искажение первоначальной формы и размеров поперечного сечения в зоне изгиба. Чтобы устранить искажение формы и утяжку, необходимо до гибки произвести осадку того участка, где предполагается согнуть заготовку.

Явление утяжки проявляется тем сильнее, чем больше угол загиба и чем меньше радиус скругления. Утяжку нельзя устранить правкой. Однако искажение формы поперечного сечения – овальность – легко исправить правкой и проглаживанием.

Гибка имеет следующие разновидности: гибка под углом – производится на ребре наковальни с предварительным нагревом только участка гибки. Нагретую заготовку устанавливают так, чтобы будущее ребро сгиба на заготовке совпадало с передним ребром наковальни, и прижимают сверху кувалдой. Ручным молотком ударяют не по концу заготовки, а ближе к ребру наковальни. Если необходимо заготовку согнуть без радиуса сгиба (под углом 90 градусов), используют вилку. С помощью вилки заготовку подготавливают под гибку, после этого на ребре наковальни с помощью молотка и гладилки выправляют угол.

Гибка под 90 градусов без радиуса скругления (в тисках).

Нагретую заготовку сгибают на ребре наковальни, зажимают в тиски и ударяют в торец металла. В зоне загиба происходит осадка металла (утолщение), запас которого необходим для выправления угла. Если необходимо согнуть длинную полосу или пруток несколько раз и места сгибов расположены близко друг к другу, гибку производят на шпераках с рогом подходящей формы. Для того чтобы гнуть заготовки под любым углом, применяют нижник, который изготавливают в процессе работы. Нагретую заготовку кладут на нижник, сверху перпендикулярно ей – пластину, равную по ширине детали, которую нужно обогнуть, и сильным ударом кувалды продавливают (изгибают) в нижник. Если нижника нет, можно воспользоваться вилкой, которую также можно согнуть во время работы над изделием. После изгибания в вилке поковку выправляют гладилкой или на квадратном роге наковальни.

Гибка по дуге производится на роге наковальни или соответствующих по дуге шпераках.

Сложные профили гнут на оправках, шаблонах и гибочной плите. Гибку по шаблону делают тогда, когда в изделии один и тот же элемент повторяется много раз. Из достаточно толстого полосового металла выгибают шаблон будущего элемента. Его закрепляют одним концом в тиски или он может быть смонтирован на подкладку и нагретой заготовкой огибают. Изготавливать шаблон нужно внимательно и тщательно, так как будущие элементы изделия будут повторять шаблон.

Гибка на конусе. При изготовлении декоративного элемента – конусной спирали – применяют инструмент – конус, который представляет собой коническую оправку, сечение которой и обусловливает внутреннее сечение будущей спирали. Нагретый прут металла закрепляют вместе с оправкой в тиски и огибают до вершины оправки. Витки нужно класть один к одному. Окончание прутка, которое служит вершиной спирали, претерпевает различные изменения. Если сечение прутка достаточно тонкое, то работу проводят в холодном состоянии. В этом случае железо отпускают.

Гибку без конуса применяют при изготовлении спирали, которую можно гнуть без оправки – как бы саму на себя. Конец прутка загибают на угол 90 градусов, в нагретом состоянии закрепляют в тисках и огибают на себя. При достаточном количестве витков спираль нагревают и за конец, который является вершиной будущей конусной спирали, вытягивают.

Скручиванием называется кузнечная операция, сущность которой заключается в повороте одной части четырехгранной поковки вокруг общей оси по отношению к другой под определенным углом. Выполняется в холодном и горячем состоянии. Скручивание толстых поковок производят посредством воротка, при этом другой конец заготовки зажимают в тиски. Широкие полосы удобно захватывать с помощью вилки.

При скручивании можно часть заготовки поворачивать на угол до 180 градусов.

Так, например изгибают цветы для большей пластической выразительности. Закручивание на 180 градусов производится на шпераке на роге наковальни с помощью ручного молотка, а более мелкие элементы скручивают круглогубцами.

Скручивание может осуществляться многократно на угол 360 градусов. Этот прием часто используют при изготовлении оконных решеток. Скручивание тонких заготовок производят два кузнеца. Захватив заготовку клещами, они вращают ее в двух противоположных направлениях одновременно. Наиболее красивые декоративные элементы, получают из двух круглых прутков, туго свитых между собой. При скручивании заготовка должна быть нагрета до ярко-красного каления. При более низкой температуре скручивание требует больших усилий, а в металле могут возникнуть трещины.

Сваркой называется кузнечная операция, посредством которой производится соединение в одно целое отдельных частей заготовок.

Горновой сварке хорошо поддается только мягкая углеродистая сталь, которая содержит 0,15 – 0,25 процентов углерода.

Свариваемые концы заготовок нагревают в горне до температуры 1300 1380°С, что соответствует белому цвету каления с желтоватым оттенком. Затем быстро вынимают из горна, ударами об наковальню или щеткой удаляют с поверхности шлак и окалину, свариваемые концы соединяют, посыпают флюсом (чистый кварцевый песок или бура) и проковывают место сварки сначала слабыми частыми ударами, а затем сильными.

Проковку начинают с середины свариваемого шва, чтобы удалить оставшуюся окалину и шлак между свариваемыми поверхностями. Заканчивают горновую сварку интенсивной проковкой поверхности шва с последующей отделкой.

В настоящее время, как правило, применяют электродуговую или автогенную сварку.

Отделка (выглаживание).

К этой кузнечной операции приступают после того, как основная форма изделия откована и необходимо придать поковке законченный вид, отделать кованные поверхности с помощью гладилок различной формы и обжимок для цилиндрических поверхностей.

После работы молотком всегда остаются следы в виде волнистости и изделие имеет неряшливый вид.

Выглаживание ведут при темно-красном нагреве заготовки, перемещая гладилку по поверхности и ударяя по ней молотком. Иногда выглаживают только отдельные, наиболее выступающие части изделия, оставляя нетронутым углубления, что придает изделию своеобразный вид и выразительность.

Насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры.

Эти операции являются отделочными и относятся к завершающим ковку. Выполняют их зубилами и чеканами в холодном и горячем состоянии, набивая на поверхности изделия штрихи, насечки, узоры, шрифтовые надписи.

Насекание производят на более или менее плоских поверхностях, чтобы они были хорошо заметны. Специальными подбойками, пуансонами создают дополнительные рельефные выступы, углубления, канавки и т.п.

При выполнении набивки рельефа и фактуры для выравнивания и шлифовки выступов и канавок применяют напильники, надфили, порошок пемзы, наждачную бумагу и др.

Сборка кованых изделий.

Работу над изделием необходимо начать с представления его не только в целом, но и в деталях, зная характер их соединения и обратив внимание на приемы соединения, так как прием соединения выполняет не только соединительную функцию, но и влияет на силуэт и характер изделия, подчеркивая его образное построение. Одним из свойств кованого металла является единство функционального и архитектурного.

Выполняя изделия из металла методом художественной ковки заранее определяют, какая часть изделия будет коваться целиком, а какие элементы будут выполнять отдельно и затем соединять. Кроме рисунка, для разработки технологии необходимо иметь точный чертеж с учетом припусков на механическую – токарную и фрезерную обработку, если таковая будет производиться.

По чертежу рассчитывают массу необходимо материала для изготовления поковки. К массе поковки добавляют отход металла на обсечку до 30 процентов, на угар из расчета 2 процента на каждый нагрев и 2 процента на каждый подогрев.

Разрабатывая чертеж деталей под ковку, нужно учитывать специфику техники ковки и избегать нехарактерных для нее форм и конфигураций, например, ребристых сечений или пересечения цилиндрических поверхностей между собой, ибо в некоторых случаях детали в технике свободной ковки выполнять либо очень сложно, либо невозможно. Детали с большой разницей в размерах лучше делать сварными или собрать на резьбе.

Например, если в основе изделия использован единый растительный мотив, лучше всего соединять детали сваркой или клепкой или комбинацией приемов. В таких изделиях места соединения закрывают соседними декоративными элементами, цветами, листьями и др.

Если изделия собраны из повторяющихся элементов, то соединением служит скоба (хомут) – клепка с ясно выраженной головкой, которую иногда изготовляют в виде цветка.

Все конструктивные соединения ясно выражены, в этом случае они несут и архитектурную функцию.

Многие мастера используют растительные элементы украшений, такие как стебли, плоды, листья, цветы и т.д. Техника ковки достигла высоких результатов.

Если ранее, в работах романского стиля мастер использовал три универсальных инструмента – зубило, бородок, ручной молот и работа была в основном связана с горном и наковальней, то в работах стиля барокко кузнецы начинают применять многочисленные штампы, оправки, пуансоны, работая с листовым металлом и т.д.

Для изготовления методом свободной ковки некоторых соединительных элементов и украшений, например, листьев из металлической полосы, необходимо в полосе шириной 30 мм и толщиной 10 мм сделать перебивку и конец вытянуть на стебель. Заготовку укладывают в нижник и проковывают: полукруглым зубилом вырубатся контуры листа и насекаются зубилом жилки, листу придается форма на шпераке.

Для изготовления листа без нижника, заготовку осаживают и придают ей форму. Сильными ударами проковывают часть, которую осадили, одновременно придавая ей правильный силуэт листа. Обратной стороной ручного молотка или подбойкой необходимо сделать углубления и секачом наметить стебель. При хорошо организованной работе такой листок мастера делают с одного нагрева.

Для изготовления листка из прутка на конце заготовки производят осадку и осажденному концу придают форму. Заготовку нагревают, укладывают в нижник и проковывают. Последние удары можно делать через гладилку.

Клепка в практике художественной ковки является одним из средств соединения кованых элементов. Например, при изготовлении металлических дверей в некоторых случаях расходуется до 200 клепок на одну дверь. Изготавливают клепки из малоуглеродистых сталей из прутка большего, чем стержень, сечения будущей клепки. Гвоздильня служит инструментом. Нагретый конец стали несколькими ударами вытягивают. Надрубают на насечке и вставляют в отверстие, равное вытянутому концу. При установке заготовки в отверстие нужно помнить, что лицевая сторона гвоздильни та, у которой диаметр отверстий меньше. Остальную часть заготовки отламывают, оставшийся конец расклепывают. Получается головка клепки, форма которой может быть разнообразной. После извлечения клепки из гвоздильни ее отрезают до нужного размера. Этот же процесс используют и при ковке кованого гвоздя с той лишь разницей, что конец вытягивают на острие. Ковку гвоздя и клепки делают с одного нагрева.

Защита поверхности кованого металла.

Художественные изделий из кованого металла создаются для украшения экстерьера. Чтобы сохранить их эстетический внешний вид длительное время, применяют различные виды защиты. Приступая к антикоррозийным работам, нужно знать область применения изделия. Если оно будет находится снаружи, необходима более надежная защита. На поверхности готового изделия из железа образуется слой окалины большой толщины. От коррозии окалина не защищает и ее снимают на больших изделиях пескоструйной обработкой или механическим способом на изделиях, имеющих практическую ценность. Подготовленное изделие промывают водой или другими средствами и насухо вытирают.

При размещении в кованых изделий в интерьере для защиты применяют способ оксидирования металла на воздухе. Заключается он в нагреве поверхности изделия паяльной лампой. Работа требует опыта и аккуратности. Нагрев нужно производить осторожно, чтобы цвета побежалости изменялись как можно медленней.

От этого зависит толщина окислительного слоя. Чем окислительный слой тоньше, тем прочнее отделка.

Полученный цвет определяется вкусом мастера и может быть от желтого и бурого серо-голубого и темно-фиолетового. После оксидирования изделие натирают слоем воска (раствор в бензине) и полируют щеткой. При такой обработке усиливаются художественная выразительность металла и его естественные свойства.

Способ чернения для кованых изделий известен с давних лет. Для его осуществления делают подготовку такую же, как и при оксидировании на воздухе. После очистки изделие натирают растительным маслом и медленно нагревают, не допуская горения масла, так как при повышении температуры оно начинает разлагаться и соединяться с окислами железа, создавая прочную черную окраску. Затем изделие покрывают воском и полируют.

Изделие, предназначенное для экстерьера, нельзя покрывать нитролаками, так как они не закрепляются на жировом слое. Для изделий, предназначенных для улицы, лучше использовать смесь судового лака с пчелиным воском (на 1 кг лака берут 0,2 л воска).

Существуют и более сложные способы защиты поверхности изделий из кованого металла. Например, поверхность изделия грунтуют суриком, покрывают черной олифовой краской, дают высохнуть и опять покрывают черной краской (масляный лак). После высыхания натирают пчелиным воском и полируют. Изделие хорошо сохраняет выраженную фактору кованного металла и имеет красивый вид.

При реставрации старинных кованых замков, различных частей дверей и ворот возникает необходимость в лужении.

Для лужения изделие предварительно погружают для очистки на сутки в ванну с крепким раствором соляной кислоты, промывают в соляной кислоте, травленой цинком и погружают в расплавленное олово. Выдерживают, пока изделие не нагреется и его не смочит олово. Затем изделие извлекают из ванны, осматривают, стряхивают излишки олова и вытирают чистой тряпочкой.

Художественная обработка металла. Ковка

Художественная обработка металла. Ковка

Художественная обработка металла. Ковка

Художественная обработка металла. Ковка

Художественная обработка металла. Ковка

Художественная обработка металла. Ковка